Эмоции и чувства
Эмоции, которые мы испытываем, маркируют то, что с нами происходит. Невербальные проявления личности имеют большое значение на сеансе психологического консультирования. То, что с нами происходит, имеет свое отражение в позе, жестах, мимике.
В этой статье рассмотрим эмоции с позиции того, как они проявляются во время психологической сессии.
Проявления эмоций
Переживание ситуации происходит с точки зрения ее значимости для личности. В случае высокой референтности происходящего, личность больше сконцентрирована, испытывает более яркие эмоции. Наши реакции могут быть автоматическими, однако то, как они варьируются и как отображаются в нашем теле, может сказать о многом. Например, клиент в кабинете психолога говорит о чем-то грустном, но при этом улыбается. Это в психологии называется неконгруэнтностью, то есть не соответствием того, что с личностью происходит: ее поведению и реакциям. Почему так происходит, и как это соотносится с тем, что происходит, на данный момент в сессии очень важно.
Адекватное ситуации проявление эмоций говорит о том, что человек имеет больше доступа к самому себе. Работа психолога направлена на то, чтобы познакомить личность с самим собой. Это даст возможность выбора. Дело в том, что бывают такие ситуации, когда ты не понимаешь, что с тобой происходит, в связи с чем и что это означает. В этом случае очень сложно принимать оптимальные решения и трезво оценивать ситуацию.
Эмоции, чувства, настроение, аффекты
Эмоция — это непосредственная реакция здесь и сейчас на происходящее с человеком. Эмоции связаны с тестированием и осознаванием реальности. Чем точнее происходит эта процедура в жизни человека, тем ему проще понимать, что с ним происходит.
Чувства – переживание своего отношения к какому-то событию или явлению. Это маркер того, какое у личности отношение к человеку, с которым он взаимодействует, или событию. Чувства можно рассматривать, как энергию. Она может быть реализована во вне или остановлена.
Аффект – это сильное проявление эмоций, способное разрушить что-то вокруг. При этом психическая деятельность дезорганизована. Личность может не помнить то, что с ней происходило в этом состоянии. Это состояние сопровождается большим энергетическим всплеском. Та энергия, которая вырывается наружу, способна на многое. Люди в подобных состояниях приобретают высокую физическую силу, выносливость. Но при этом резко снижается уровень осознанности, человек «не имеет тормозов». Это может произойти, если человек длительное время находился в состоянии психологического напряжения, и эта энергия не имела выхода.
Настроение – сумма эмоциональных состояний, которые были пережиты человеком в недавнем прошлом. Это как отношение человека к чему-то. В психологической сессии если клиент как-то характеризует свое настроение, то это указание на тот фон, который окружает этого человека. В сессии эта информация позволит оценить то, что оказывает влияние на личность. Например, клиент говорит о сниженном и вялом настроении. При этом рассказывает о сложностях в семье. В эти моменты то, что у личности происходит в жизни, накладывает отпечаток на его психологическое состояние. Психологи считают, что чем больше личность можно назвать зрелой, тем меньше на нее влияют события и люди, которые ее окружают.
Алекситимия и исследование чувств, эмоций
Под алекситимией понимается неспособность личности в полной мере передавать собеседнику информацию о том, что с ней происходит. Люди, которые пытаются справиться с ситуацией, выключая чувствование, переживают дезориентацию. При этом они не замечают и не распознают то, что с ними происходит.
В кабинете психолога часто звучит вопрос: «Что сейчас с Вами происходит, что чувствуете?» Для чего психолог задает клиенту подобные вопросы? Чтобы ответить на вопрос о том, как ему лучше поступать в той или иной ситуации, важно понять то, чего хочет клиент. Это возможно при распознавании чувств. В свою очередь чувства привязаны к ситуации, в которой личность находится. Например, клиент в сессии говорит о том, что не может принять решение относительно того, как лучше поступить при взаимодействии с коллегой на работе. Можно спросить у человека про то, что он в связи с этим чувствует. Клиент может ответить, что, предположим, он испытывает в связи с этим злость. Просит психолога помочь ему избавиться от этого чувства. Однако эмоция злости маркирует какое-то желание, потребность личности. Если выполнить запрос клиента и представить, что он в этой ситуации больше не испытывает злости, то тогда не ясно, чего он реально хочет. За этим чувств стоит потребность. Например, в признании. Если рассматривать эмоции как сигналы к тому, что с человеком происходит, тогда становится понятным, для чего так важно обращать на них внимание.
Не испытывай такие эмоции!
Попытка не чувствовать то, что с человеком происходит, ведет к эмоциональной блокировке. В детстве нам говорили: «Не плачь!» Посыл взрослого ребенку заключался в том, что ты сейчас испытываешь эмоции, которые доставляют дискомфорт окружающим людям. Или то, что с тобой происходит, недостаточно для того, чтобы испытывать эмоции такой силы. Ребенок постепенно учится не распознавать свои чувства и не проявлять их. Или демонстрировать только «социально приемлемые» чувства и эмоции. Если такой клиент приходит к психологу, то на вопрос о том, что с ним происходит в данный момент, клиент впадает в ступор, у него нет четко сформированного навыка на постоянной основе тестировать свой эмоциональный статус. И тем более анализировать, соотносить с тем, что с ним происходит, или управлять.
В рамках психологической сессии перед клиентом стоит задача – научиться замечать свои чувства в определенных ситуациях. Это позволит определиться с тем, что можно делать или не делать в конкретных обстоятельствах.
Чувства здоровые и токсические
Навязчивые чувства могут становиться токсическими. Речь идет о том, что, если те эмоции, которые человек испытывает, ведут к ухудшению его состояния. На это стоит обратить особенное внимание. Дело в том, что токсичные чувства могут управлять человеком, причем, зачастую не всегда адекватно ситуации. В этом и заключается отличие здорового проявление чувств и патологического.
Например, если личность испытывает токсический стыд за что-то, то это состояние будет им руководить. Это может приводить к хроническому чувству вины. Это заставляет человека совершать какие-то поступки, которые способны снизить его психологическое напряжение. Это может быть «искупление», когда личность готова на все, чтобы не встречаться с подобными состояниями. И не всегда то, что происходит с человеком, он осознает. Тогда его состояние им руководит. А если здесь задействованы другие люди, то они также получают над ним власть. Задачей психолога в данном случае будет, в первую очередь, помочь человеку распознать то, что с ним происходит. А затем нивелировать этот высокий уровень внутреннего психологического напряжения. Это даст облегчение. Здесь важно понимать и отдавать себе отчет в том, что самому клиенту будет необходимо применить усилия, чтобы встретиться с этими неприятными чувствами и проработать их. Это происходит в безопасной ситуации взаимодействия с психологом в сессии.