Статьи по психологии

Помощь психолога при работе с супружескими парами

К психологу обращаются, как правило, в случаях кризисных ситуаций, острых состояний, а также для облегчения ориентирования в актуальном на данный момент вопросе.

Это психологическое консультирование. Оно, как правило, длится от 1-2 до 10 сессий. Более длительные режимы работы с психологом представляют собой глубинную проработку особенностей личности, предполагая число встреч от 10. Также можно говорить о том, что существуют как индивидуальные сессии, так и семейные. В этой статье предлагаю поговорить о помощи психолога семье, как она строится, на какие результаты можно рассчитывать.

Увидеть себя глазами партнера

Психолог помогает паре осознать особенности семейного процесса, структуру существующих отношений, причины недовольства или не понимания в отношениях. Это первый шаг в решении стоящей перед психологом и клиентами задачи. Далее начинается основная работа по формированию новых алгоритмов поведения, реакций, которые устроят клиентов, будут для них оптимальными на данном этапе их жизни.

Что можно отнести к целям психологических сессий? Если, например, пара находится на грани разрыва отношений и запрашивают помощь психолога, то важно отдавать себе отчет в том, что в данном случае судить о результатах работы с психологом линейно по принципу сохранили брак или нет – не корректно.

Дело в том, что иногда бывает лучше все же отношения завершить, и пара сама на это не решается. Перекладывать ответственность за свое решение на психолога или запрашивать у него совет также не эффективно. Психолог помогает взглянуть на ситуацию не только с другой стороны, более объективно, но и глазами партнеров друг на друга. Как правило, один партнер в паре предъявляет ряд претензий другому и хочет, чтобы тот изменился. Второй, в свою очередь, требует пересмотра поведения от партнера. Это выгляди как перетягивание одеяла друг на друга. Чтобы произошли ожидаемые изменения, необходимо произвести серьезную работу над самим собой в первую очередь.

Случай из психологической практики

Например, в моей практике был случай работы с семейной парой, где женщина хотела ребенка, а супруг не был к этому готов. В ходе семейной терапии он смог посмотреть на потребность супруги ее глазами, а она поняла почему он пока отклоняет ее предложения о старте беременности.

Публикации по теме

Обычного разговора в таких случаях между супругами, как правило, бывает недостаточно, так как могут всплывать дополнительные претензии, чрезмерная эмоциональность, нежелание или невозможность слышать другого. В таких ситуациях полезна профессиональная психологическая помощь.

Психолог в подобных сессиях ставит перед собой несколько задач:

  • расширения осознавания членов семьи себя и друг друга,
  • обеспечение контакта каждого члена семьи с новым для него опытом,
  • принятия удовлетворяющих семью решений.

Почему именно осознавание? Просто понимания того, кто ты и кто твой партнер, чего вы хотите от друг друга, способны или не способны взаимодействовать, не достаточно.

Следующий уровень осознанности говорит о том, что Вы не только понимаете, что это так, но и осознаете почему это так, и к чему ведет. В этом случае не произойдет подмены понятий, не будет соскальзывания в другие задачи.

Например, девушка предпочитает не озвучивать свои претензии своему молодому человеку, но при этом злится, желает, чтобы на нее обратили внимание, сделали, как хочет она. Парень, в большинстве случаев замечает или чувствует, что его партнершу что-то не устраивает, прямые вопросы о том, чего бы она хотела, не находят ответа, девушка просто «дуется». Просто знание того, что это так явно, недостаточно, чтобы разрешить эту ситуацию, равно, как и требования парня – озвучить претензии.

В сессии выяснилось, что в подростковом возрасте ее сильно ограничивали родители в выражении своих чувств и желаний, она просто не научилась это делать, хочет, чтобы «он сам догадался» и в итоге обижается на партнера.

В режиме психологической сессии можно прорабатывать разные варианты новых реакций, исследовать их и закреплять те, которые более эффективны для данного клиента.

Как не свалиться к взаимным претензиям?

Контакт с новым для себя опытом в режиме психологической сессии позволяет протестировать наиболее оптимальные, безболезненные и удовлетворяющие запросам пары варианты взаимодействия друг с другом. Есть вещи, которые не лежат на поверхности или не дооцениваются партнерами. Например, для парня важно, чтобы его похвалили или поощрили за повешенную полку, а для его партнерши это само собой разумеется, или она готова это делать только после того, как он ее похвалит за вкусный борщ. Если это озвучить, то легко свалиться к взаимным претензиям. Пройти по грани понимания друг друга и принятия поможет психолог.

Выйти на решение запрашиваемого вопроса, чтобы это устраивало обоих, сложно, но реально. Какие для это следует обеспечить условия? Для начала, желание обоих партнеров услышать друг друга. Ведущее условие – готовность работать. А это не всегда приятно, может быть больно, но в итоге, отношения станут гармоничными. На этой стадии клиенты стремятся уйти от болезненной темы, прогулять сессию, передать слово партнеру. Это может говорить о том, что тема требует психологической проработки. В рамках психологической сессии в безопасной среде в эксперименте есть возможности переживаний, понимания и расширения поведенческого репертуара.

Важен вклад всех членов семьи на формирование проблемы и исследование их действия на удовлетворенность отношениями в целом.
Если говорить о классификации подходов к семейной терапии по Леванту, можно выделить следующие:

  • Подходы, ориентированные на семейную историю: рассматривают личность внутри системы семьи. Акцентируется освобождение членов семьи от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предвидящими поколениями, поддерживаются взрослые отношения с членами родительской семьи.
  • Подходы, ориентированные на структуру / процесс семьи: фокусировка на текущих паттернах взаимодействиях в семье и их отношениях с симптомами, или проблемами идентифицированного клиента (поиске самого себя). Эти подходы акцентированы на реорганизации семейной системы для устранения дисфункциональных паттернов, которые не устраивают одного или обоих членов пары.
  • Подходы, ориентированные на переживание: основаны на экзистенционально–феноменологических концепциях.

Их фокус: повышение качества жизни личности внутри семьи. Психолог работает с эмоциональным опытом для личностного роста и самоактуализации членов семьи. Например, рассмотрение возможностей развития самой личности внутри семьи, поддержки друг друга.

Семейная система функционирует под воздействием как минимум двух законов:

  1. Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Так, даже испытывая трудности во взаимоотношениях друг с другом, пара предпочитает не разводиться.
  2. Закон развития: каждая семейная система проживает свой жизненный цикл, состоящий из определенных стадий. Это динамический процесс, содержащий ряд этапов, начиная от формирования отношений, кризисных моментов, переоценки ценностей, заканчивая ее разрушением.

В зависимости от способа прерывания контакта со средой дисфункциональные семейные системы делятся на:

  1. Конфлуэнтные – семья с жесткими внешними границами и слабыми границами внутри семьи. Такая семья мало общается с другими людьми, отвергает семейную работу или отдых. Внутренние граница слабы, нет территории, принадлежащей индивидуально каждому, все вмешиваются в дела всех и контролируют. Члены семьи не дифференцированы – легко попадают в эмоциональное слияние с другими людьми, они не способны отделять свои эмоции от эмоций других людей, заражаются эмоциональной атмосферой семьи без осознавания своего собственного состояния. Эмоциональная вовлеченность очень велика, так, что члены семьи уверены в том, что «знают мысли» и мнения друг друга. Психологические границы или очень сильно размыты или вообще отсутствуют. Происходит нарушение психологических границ – члены семь пытаются вторгаться во внутреннюю жизнь своих близких. В семье нет ощущения независимости и автономности. Жизнь представляет чередование периодов альянса – разрыва. Например, гипер контроль со стороны одного из супругов, отсутствие доверия партнеру, постоянные проверки и прочее.
  2. Ретрофлексивные – не имеют возможности выражать свои чувства и часто страдают от психосоматических заболеваний: астмы, кожных заболеваний, сердечно-сосудистых и других. У детей возможны школьные фобии: вырастая, они с трудом покидают родительский дом. В семье присутствует повышенный контроль над жизнью друг друга. Концентрируют энергию внутри себя и мало направляют ее вовне. Ригидные границы не позволяют семье взаимодействовать с внешним миром: терапевтические интервенции направлены на ослабление границ для того, чтобы стал возможен более глубокий контакт и творческое приспособление. Семья, как правило, не осознает психолога как ресурс для себя, что он способен помочь. Например, во время сессии такие клиенты испытывают сложности с самовыражением, открытостью, проявлением эмоций во вне, по отношению к другим людям.
  3. Дезориентированные — имеют слишком свободные внешние границы. Члены семьи живут рядом друг с другом, не соблюдая никаких семейных правил и традиций, не проявляют заботы друг о друге. Взрослые изолированы друг от друга и от детей, не интересуются их проблемами и не поддерживают их физически и психологически. Это ослабленная семейная система, члены которой нередко прибегают к искусственным способам утешения в виде алкоголя, а дети пытаются привлечь внимание взрослых с помощью воровства или хулиганства. Работая какой-то период времени в школе, я часто встречал таких детей, в большинстве случаев они были просто недолюблёнными родителями в силу ряда причин.

Как психолог выстраивает работу

Как правило, работая с семейной парой, психолог использует следующие интервенции (строит работу в сессии):

  • Сообщение членам семьи о результатах собственных наблюдений: опорой здесь являются феноменологические данные, т. е. то, что психолог отследил, история отношений и семьи в целом. Психолог сообщает паре о том, что они не замечают в собственном поведении, при этом не происходит оценки поведения, а описывается само поведение и результат, который заметил психолог. Наблюдение касается поведения обоих партнеров. Семейная пара будет больше готова воспринимать интервенцию (услышать психолога), если она будет направлена на осознавание происходящего как в самой сессии, так и в жизни клиентов. Супругов можно спросить о том, как они себя чувствуют в связи с этой интервенцией (отношения супружеской системы с психологом), или что они чувствуют по отношению руг к другу (отношения внутри системы).
  • Сообщение о своих чувствах: если психолог способен поделиться с супругами своими чувствами, это может стать хорошей интервенцией. Это позволяет супругам посмотреть на себя и свое взаимодействие со стороны.
  • Обучение: моделируются и тренируются конкретные навыки, направленные на преодоление заявленной парой проблемы. Например, прояснение непонятных реплик со стороны одного из супругов.
  • Эксперимент: всегда основан на реальной ситуации из жизни семейной пары и направлен на осознавание и изменение поведения системы. Эта работа ориентирована на трудности, которые сложились в супружеской системе. Например, психолог предлагает вести обсуждение до тех пор, пока оно не будет завершено.
  • Индивидуальное обращение к одному из членов супружеской системы внутри сессии с его согласия и согласия супруга: оно проявляется тогда, когда из–за того, что один из участников не готов двигаться, замедляется движение всей системы. Работа с данным супругом направлена на то, чтобы преодолеть его торможение во взаимодействии с другими. Психолог очерчивает границы своей работы, при этом второй супруг, а иногда другие члены семьи, временно становятся молчаливыми свидетелями сессии. Но это может восприниматься как сговор против кого–то, что может нарушить баланс семейной системы. После окончания индивидуальной работы психолог обязательно восстанавливает границы между парой и собой.
  • Завершение работы: предполагает обсуждение достигнутого (или не достигнутого), домашнее задание (если это необходимо), взаимные пожелания.

Описанная выше схема работы с семьей является условной, как именно будет построена работа с конкретной семейной парой, определяет психолог, исходя из запроса самой пары и ресурсов, на которые можно опираться в сессии. Например, кто-то из членов семьи ранее работал с психологом, тогда работа будет более эффективной.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»