Психологическая травма
Если посмотреть на статистику запросов, с которыми обращаются к психологу, высокий процент принадлежит психологической травме. Перенесённые психологические травмы оказывают существенное влияние на восприятие человека, его поведение и жизнь. Виды психологических травм очень разнообразны, однако они протекают по изученному психологами сценарию. Причины психологических травм также многообразны. В этой статье отобразим то, как психолог может быть полезен во время переживания травмирующих событий и после них.
Понятие и механизм психологической травмы
Еще Зигмунд Фрейд в 1920 году писал о том, что травма – это неожиданное чрезмерное воздействие, из-за чрезмерности, при течении которой полное функционирование психического аппарата оказываются бессильными и Ego становится беспомощным. Личность сталкивается с ситуациями, которые ей сложно пережить. Они выходят за пределы обычной жизни и оказывают сильное влияние на психику.
Любая травма – это незавершенное и не переработанное нашей психикой действие. Например, психологическая травма у ребенка оказывает влияние на его последующее развитие. То, как психологические травмы детства отразятся на паттернах поведения уже взрослого человека, остается под большим вопросом. Насколько в моменты, когда ребенок это переживал. у него была психологическая поддержка, достаточно ли у него было ресурсов для этого? Нанести психологическую травму можно совершенно случайно. Кроме того, важно заметить, что одно и то же событие для одного человека является травматичным и сложно переживаемым, а для другого нет. Это зависит от индивидуальных особенностей личности. В первую очередь зависит от адаптационных ресурсов организма и психики человека.
После наступления психологической травмы происходит мобилизация организма в целом. Все ресурсы, которые доступны на данный момент, направляются на преодоление того, что происходит. Точнее сказать, проживания. Человек, попав в экстремальную для него ситуацию, испытывает множество противоречивых эмоций. А значит, нет возможности их переработать. Речь идет о том, что любая блокировка переживаемых чувств не дает возможности им высвободиться, прижиться, и может быть вытеснена на подсознательный уровень. Кроме того, ситуации психологических травм могут быть причиной развития психосоматических заболеваний. Это происходит, если человек держит все в себе достаточно долго, отрицает происходящее. При этом не происходит психологической разрядки.
Травма воспринимается личностью как то, что такого не должно происходить, выходит за рамки привычной реальности, к которой человек адаптирован.
Если говорить о травмах развития, то важно отметить, что человек встречается с противодействием или неблагоприятным влиянием окружающей среды. В данном случае ребенок становится ограниченным в использовании его ресурсов. Например, если произошло что-то неприятное, что ребенок сложно пережил, то, попадая в следующий раз в похожую ситуацию, он будет более напряженным, осторожным. Есть высокая вероятность того, что ребенок будет воспринимать новую ситуацию, в которую попал, определенным образом. Это событие будет похоже на то, в котором ребенок испытал ряд непереносимых эмоций. Они очень похожи на те, что переживались раньше. Можно говорить о том, что после перенесения травмы личность становится более приспособленной в мире. Это обусловлено приобретенным и пережитым опытом.
Фазы психологической травмы
Если рассмотреть классическое переживание этих событий, то можно выделить следующие стадии, которые следуют одна за другой:
- Шоковая реакция. В момент наступления травматичных событий человек сталкивается с ними достаточно резко. Способность адекватно воспринимать и оценивать ситуацию резко снижается. Кроме того, у человека скорее всего нет опыта переживания подобных ситуаций. Шок характеризуется состояниями стопора или, наоборот, паники.
- Фаза протеста. Что можно было бы еще сделать в этой ситуации, чтобы она не произошла со мной, или хотя бы не была такой интенсивной? При этом возникает чувство вины. Это толкает человека заниматься анализом события, которое уже произошло. Скорее всего, человек все же найдет то, что он мог бы тогда сделать иначе, но не сделал. Если он поступил там и тогда именно так, означает то, что на тот момент это та доступная ему реакция, которая могла быть на тот момент. На другие варианты развития событий у личности не хватило психологических и физиологических ресурсов. Это не плохо и не хорошо, просто как свершившийся факт.
- Этап отчаяния. Эмоция ярости является на этой фазе совершенно закономерной. Если подключать анализ ситуации, что часто с нами происходит, то ряд эмоций мы можем блокировать. Это происходит потому, что сами себе что-то объяснили. Однако то, что эмоции возникают и никуда не деваются от того, что мы сами себя в чем-то убедили, важно понимать. Подавление ярости может привести к психосоматическим реакциям. На данном этапе очень важно, чтобы личность признала то, что событие произошло. Принятие ситуации будет успешным прохождением этого этапа.
- Интеграция. Эмоции печали будут показывать то, что личность в фазе адаптации к тому, что произошло. Чувства отстраненности, не включенности в социальные процессы – частое явление на данном этапе. Но это дает возможности произвести внутреннюю психологическую работу. Если такая работа не проделана, возникают депрессивные состояния.
Эти фазы следуют одна за другой и требуют от человека не только времени, но и больших внутренних сил, чтобы пройти их до самого конца. Именно в этом может помочь психолог во время сессии. Есть ряд вещей, которые возможно пережить в опыте присутствия другого человека.
Работа психолога с травмой
Психологическая помощь специалиста в процессе и после переживания травмы очень важна.
В первую очередь психолог устанавливает такие отношения с клиентом, при которых переживания травмирующих событий будут доступными. Речь идет о безопасности. Это дает возможность получить поддержку, довериться другому человеку. Как этого достичь? Быть искренним с самим собой и психологом.
Восстановление организмической саморегуляции после травмы является обязательным условием возвращения человека к полноценной жизни. Речь идет о полном восстановлении здоровья.
Человек не всегда отрабатывает ту энергию, которая возникает в тех или иных ситуациях взаимодействия с миром. Задачей психолога является распознавание таких энергий и их разворачивание в сторону реального адресата. Часто во время психологической сессии клиенты говорят о том, что много чего держат внутри себя, убеждают себя в том, что пережили то, что с ними произошло. Однако при дальнейшей работе в сессии выясняется, что у человека есть ряд невысказанных эмоций. Если их не отреагировать и не вернуть адресату, то они отработают внутри в виде психосоматики.
Психологические защиты выстраивают такую картину мира, при которой нет прикосновения к тяжелым переживаниям. А значит, нет возможности их пережить. Придя на сессию к психологу, такие люди говорят о непереносимой боли, от которой им хочется быстрее избавиться. Однако прикасаться во время сессии к этой психологической боли они не хотят. Нужно много сил и смелости, чтобы заново пережить все то, что было прожито в жизни. Отличием будет то, что сейчас это происходит в безопасных условиях и направлено на избавление от накопившихся эмоций ужаса, страха, тревоги, злости и прочих.
Если перечислить базовые стратегии при работе психолога с травмой, то они будут следующими:
- восстановление биологического и физиологического функционирования,
- разворот эмоций во вне,
- осмысление произошедшего.
Это возможно при внешней поддержке. Пространство психологической сессии создает для этого необходимые условия.
Люди, которые судятся или кому-то что-то доказывают, часто избегают проживания травматичных событий. Вся та энергия, которая при этом возникает, может быть направлена на сторонние процессы. Человек испытывает облегчение, но травма не проживается.
При работе с психологической травмой доступны воспоминания о травмирующем событии. А также присутствует надежда на изменения.
При ПТСР человек теряет надежду на то, что может быть как-то иначе в его жизни в связи с пережитым. В данном случае формируется поведенческий дефект, когда человек приспособился жить, не надеясь на то, что когда-то будет иначе. Не верит в возможность изменений. Такие клиенты не строят планы, демонстрируют приспособленность к тому образу жизни, который у них сложился. Возможны соматические изменения. С ними сложно договориться о результативности работы в сессии. На вопрос о том, что хотел бы получить в результате сессий, клиент озвучивает жалобу. Например, клиент может говорить примерно такую фразу: «У меня сложные отношения с мужем!». Хорошо, а чего хотите, и кто несет за это ответственность? Что готовы сделать, чтобы ситуация изменилась? Интересно, что часто звучит то, что сам клиент меняться не хочет, а желает трансформации ситуации или других людей. Однако единственным человеком, на которого мы может повлиять и имеем на это полное право, – это мы сами.
Выученное поведение травматика может наблюдаться у клиентов, которые не перенесли травму, но были воспитанные в семьях, где кто-то из родных были носителями ПТСР. Безнадежность, бесполезность происходящего является маркерами подобных ситуаций. В отличие от клиента, который перенес травму, в процессе работы с психологом, они обнаруживают, что им очень сложно находиться с родными в тесном контакте. Это обусловлено тем, что в таких семьях угнетающая обстановка, транслируется безысходность и беспомощность. Этап осознавания этого дает возможность на это как-то влиять. Первое, что будет делать человек – это отстраивать личные границы. Это даст ему возможность выбора той жизни, которая ценна и важна именно ему. Это будет началом его свободы.
Ретравматизация возникает в случае, если в процессе психологической сессии возникает ситуация, которая очень похожа на травматические события, пережитые клиентом ранее. В этом случае психолог и сессия перестают быть для клиента безопасными, и он возвращается к травмирующим переживаниям произошедшего с ним ранее. Например, если клиентка говорит о сложном расставании с супругом, когда он неожиданно исчез, то в этой ситуации прекращение работы с психологом может быть считано, как наложение на ситуацию расставания, которая случилась с клиенткой в прошлом. В целях профилактики таких ситуаций очень важно проговаривать то, что сейчас происходит в сессии и подчеркивать разницу здесь и сейчас с там и тогда.