Статьи по психологии

Агрессия

Каждый из нас испытывал чувство агрессии в связи с разными событиями в своей жизни. Как ее оценивать, как с ней быть?

В обществе, в основном, принято считать агрессию негативным чувством, не всегда принято ее проявлять по отношению к другим людям. Однако, в ситуациях, когда требуется, например, защищать родину или любимую женщину, состояние агрессии поощряется, является необходимым для мужчин.

Но проявление женской агрессии часто осуждается, соотносится с истеричностью, неуравновешенностью.

В этой статье предлагаю прикоснуться к этому, казалось нам так знакомому, чувству.

Злость, ярость – это эмоции, которые возникают в контакте с другим человеком, когда наша потребность не удовлетворена. Или если мы в этот момент одни, не получили то, что хотели, или в чем нуждаемся, также возникают подобные чувства.

В гештальт психологии принято считать, что агрессия направлена на удовлетворение потребности. Речь идет о том, что для того, чтобы что-то получить, необходимо проявить активность в среде. Мы сами или социум как-то окрашиваем эту агрессию.

Просто так, из ничего, агрессия не возникает. Например, когда мы настойчиво чего-то добиваемся, наше поведение также можно считать достаточно агрессивным.

Не всегда понятно, какая потребность на данный момент является актуальной, и не всегда мы понимаем, что чувствуем в данный момент. При этом чувства – это основной маркер наших желаний.

Агрессия может маскировать менее интенсивные чувства или те, которые человек хочет спрятать от себя или от других. Например, нам кто-то очень сильно нравится, но признаться ему или себе в этом мы не можем в силу разных причин. Это фрустрирует нашу потребность, и, как следствие, может вызывать агрессивную реакцию.

Не всегда, когда человек говорит о том, что он злится, он агрессивен. За этим могут стоять другие чувства. Например, когда один и тот же объект вызывает амбивалентные чувства – и обижен, и нравится — то нам злиться проще. В этом случае из контакта удаляется часть, которая приближает нас к другому, а остается то, что отдаляет – агрессия. Потребность в данном случае остается не удовлетворенной.

Часто от клиентов на психологической сессии можно услышать: «Я сильно злюсь и не знаю, что с этим делать, хочу от этого избавиться!». В данном случае агрессия направлена на изменение ситуации, человек не хочет ничего менять, ему сложно выдерживать внутреннее напряжение.

Есть выбор, каким образом с этим обходиться. Способом обращения с любыми переживаниями являются контейнирование (накопление в себе) и отреагирование (выплеск наружу).

Когда-то более эффективно для самого человека и окружающих его людей сказать прямо о своих желаниях. Например, если люди общаются откровенно, а иногда, например, если речь идет о ребенке, который еще не способен отслеживать и выражать свои эмоции и чувства, стерпеть его агрессию в свой адрес, и постараться понять его потребность, попытаться ее удовлетворить.

Фриц Перлз, говоря о видах агрессии, сравнивал ее с развитием зубов у ребенка:

  1. Сосунковая стадия – ребенок, пока маленький, настойчив в требовании грудного молока у матери. При этом ему не нужны усилия, чтобы получить желаемое. Если такой способ фиксируется, то у выросшего человека появляется настойчивое и капризное требование у окружающих того, что он желает. Причем, собственную активность человек не использует, чтобы ему не приходилось при этом напрягаться. Любые «капризули с надутыми губками» не прошли эту стадию полноценно, зафиксировались в ней.
  2. Резцовое поведение – ребенок уже может откусывать, однако, зубной аппарат еще не до конца сформирован. Взрослый, который зафиксировался на этой фазе и не прошел ее полноценно в детстве, может «укусить», но пока переработать не может, но с ситуаций не может справиться. Например, человек может обидеть, сказать что-то язвительное в отношении собеседника.
  3. Малярная стадия – ребенок способен перетирать откусанные куски пищи, обращение с ситуацией позволяет продолжать взаимодействие. Это наиболее оптимальный и осознанный вариант контакта с другим человеком. Человек берет ответственность за свои поступки и слова на себя, осознает свои реакции, отдает себе в них отчет.

Если говорить о том, в какой цвет окрасить агрессию, то можно выделить конструктивную и деструктивную. Конструктивная агрессия имеет при успешной ее реализации получение нового опыта, а деструктивная никак не помогает осознаванию того, что происходит, или дает «пробуксовку» в ситуации, в частности, в конфликте.

Например, когда один из супругов замалчивает свое недовольство в связи с чем-то по отношению к другому, то энергия раздражения все же накапливается, никак не реализуется, не приводит к сближению партнеров. Они в этом случае находятся как бы на расстоянии друг от друга, хотя и не конфликтуют открыто. Это деструктивный путь. Если в этой же ситуации партнеры перейдут в режим открытого выражения своих эмоций, в том числе и агрессинами способами, то можно говорить о том, что имеются все шансы выйти на подписание акта о перемирии, договоренности или, как минимум, эмоционального облегчения.

Аутоагрессия – когда злость и агрессия есть, а разрешения на ее использование у человека нет. Клиент на психологической сессии говорит: «Я злюсь на себя!». Психолог, отталкиваясь от рабочей гипотезы, которая возникла у него во время работы с этим человеком, уверен в том, что в детстве ему запрещали злиться на других людей. Тогда негативные эмоции адресуются на себя.

В гештальт психологии говорят о ретрофлекции, как защитном механизме личности, при котором импульс вместо того, чтобы уйти во вне, направляется на себя. Это в крайних своих проявлениях может перерасти в психосоматические заболевания или даже закончиться суицидом.

Помощь психолога при работе с аутоагрессией заключается в том, чтобы вывести клиента на возможность отреагирования во вне того, что туда адресовано.

Например, во время сессии клиент сильно кусает свои губы, как выяснилось, он испытывал сильную злость в отношении своего партнера, но боялся ему напрямую ее выразить.

Существуют следующие формы агрессии:

  • Активная – когда человек присвоил агрессию и осознает ее, выражает прямо при общении. Например, напрямую говорит собеседнику: «Я ценю твою заботу, но мне то, что ты сейчас предлагаешь, не нужно».
  • Пассивная – обращение к адресату не прямо, через не прямые послания. Или это выглядит, как напряженное молчание, когда всем своим видом человек показывает дискомфорт. Или демонстрирует игнорирование, отказ говорить, делает завуалированные комплименты. Например, одна девушка при общении с другой говорит: «Тебе так идет это зеленое платье, подчеркивает цвет твоего лица!»

Агрессия имеет очень большое значение в процессе сепарации, то есть отделения ребенка от взрослого. Речь идет о том, что иногда подростки достаточно рьяно готовы отстаивать личные границы, защищать их от навязчиво заботящихся взрослых. Любые отношения с отстаиванием своих границ также содержат агрессию. Агрессия, в данном случае, выступает как регулятор дистанции и близости.

Психолог при работе с агрессий опирается на интервенции в направлении тех психологических защитных механизмов личности, которые лежат в основе запроса клиента:

Слияние, как защитный механизм, при котором нет дифференциации переживания. Психолог помогает использовать агрессию для дифференциации собственных переживаний, помогает «отделиться» от другого человека. Например, супруга обижается на то, что ее партнер не кушает с таким же аппетитом, как она, приготовленный ею холодец. Психолог помогает понять, что делает супруг это не потому, что как-то не так к ней относится, а потому, что просто не любит холодец так, как она. Если в клиентском кресле сидит пара, то психолог помогает это распознать обоим партнерам.

При защитном механизме интроекции мы можем конфронтировать с интроектом, чтобы превратить интроект в свой собственный присвоенный опыт. Например, если клиент во время психологической сессии говорит о том, что всегда надо говорить исключительно правду, можно спросить у клиента о том, откуда у него такая установка и чего он хочет на самом деле. При этом идентичность можно рассматривать как набор интроектов. Вопрос в том, насколько они осознаны и приняты самим человеком. Если этот процесс произошел успешно и в полной мере, то человек имеет адекватный уровень самооценки, отлично понимает и, главное, принимает как свои положительные, так и отрицательные стороны.

При защитном механизме проекции, когда личность выносит во вне части себя и приписывает их другим людям, психолог помогает присваивать свои части с помощью агрессии самому себе. Например, человек говорит о том, что все в комнате агрессивно настроены и он это чувствует. При работе с психологом выясняется, что агрессивный как раз он.

При психологическом защитном механизме ретрофлекции, когда человек, сам того не осознавая, делает с собой то, что хотел бы сделать с другим. В данном случае аутоагрессию психолог помогает разворачивать действием во вне, например, выразить недовольство в отношении другого человека.

При защитном механизме эготизме, имеющем крайне жесткие границы, когда потребность в близости очень велика, но опыт ранних отношений токсичен, человек и стремится к близости, и избегает ее одновременно. Приближение связано со сложными переживаниями. В данном случае крайняя степень агрессии – это отдаление, при этом личность скорее будет уходить от тесного контакта, хотя в нем нуждается. Психологу важно обеспечить доверие. За агрессией может скрываться стыд или страх, которые могут всплыть и выразиться в случае, когда то, что их маркирует, будет выведено психологом на уровень осознавания. Например, клиент на сессии говорит о том, что хотел бы близких отношений, но не готов к тому, чтобы самому первым познакомиться. Агрессия в данном случае конструктивна в форме прямого обращения к потенциальному партнеру.

При защитном механизме дефлекссии, при которой личность уходит от прямого контакта с собой и другими, агрессия проявляется в виде сарказма, шуток, смягчения фраз, адресованных другим людям. Человек не соприкасается с собственной агрессией напрямую. Например, человек в окружении коллег постоянно шутит, при этом прямо говорить о своих переживаниях или мыслях не всегда решается. Зада психолога в сессии с подобным клиентом создать условия, при которых он будет способен осознать этот факт, так как если этого не происходит, то внутреннее напряжение во время и после контакта с другими людьми сохраняется.

Сам термин «агрессия» не хороший и не плохой. Все зависит от того, в каком контексте мы используем этот термин, осознаем или нет причины ее возникновения, понимаем ли что с ней делать и главное, когда, с кем и зачем.

Еще по данной теме вы можете прочитать статью: Почему мы испытываем агрессию?. В ней мы расскажем об том, как агрессия развивается, какие формы агрессии существуют.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»