Статьи по психологии

Межличностные отношения в паре

Личные отношения представляют собой одну из самых востребованных тем из области психологии у клиентов. Каждые новые отношения человек считает уникальными.

Ввиду того, что они представляют для него большую ценность, интерес к этой теме будет всегда. В этой статье предлагаю пробежаться как по теоретическим аспектам этой темы, так и коснуться практических примеров.

Межличностные отношения с точки зрения философии и психологии

Межличностные отношения — достаточно сложное и многомерное явление в психологической теории и практике. Человек не может существовать отдельно от окружающего социального пространства (социума). Каждая личность существует в системе общественных (социальных) отношений, которые складываются между людьми в их жизни. Объективные отношения возникают в социальной группе (например, на работе или в семейной паре), а отражением этих взаимодействий между членами группы являются существенные межличностные отношения. Это является одним из предметов изучения социальной психологии.

А зачем вообще изучать теоретические положения этого вопроса, если все познается на практике? Дело в том, что главным механизмом, который регулирует психологический климат в семье, паре, коллективе, является как осознавание своей позиции, мотивов, поведения, так и причин, и мотивов, которые двигают другими людьми. Да, это задача профессионального психолога, однако возможно изучить этот вопрос в рамках практической психологии на основании описанного опыта пар, которые посещали кабинет психолога во время психологической сессии. Это даст возможность посмотреть на личные отношения более объективно и независимо.

Межличностные отношения с точки зрения психологии

Явление межличностных отношений представляется достаточно сложным и многогранным в психологической науке и, в частности, в социальной психологии. С самых древнейших времен люди задумывалась о природе этих отношений, а позднее, с появлением науки психологии, были выявлены и описаны основные закономерности, на которые опираются межличностные отношения, описаны и изучены механизмы их действия, причины, по которым они могут нарушаться.

Психологи-исследователи, изучающие проблему межличностных (личных) отношений, подчеркивают неоднозначность определения этих отношений как явления социального, так и описывая индивидуально-психологические проявления этих отношений у конкретной личности или группы людей. Эти две основные стороны отношений не могут существовать изолированно друг от друга, они, в определенной степени, определяют динамику развития друг друга, их структуру. Можно, разумеется, говорить об уникальности каждой ситуации, но понимание общих закономерностей, по которым происходит развитие личных отношений в любой группе, будь то семья или рабочий коллектив, даст понимание и осознавание того, как эти отношения развивать, сохранить или, наоборот, из них выйти.

Основные направления исследований

Для выявления понимания сути личных отношений в психологической литературе, обратимся к основным направлениям исследований в этой области знания. Эти отношения исследовались с нескольких позиций, рассмотрим эти направления:

  • Предметом познания этой группы исследований является другой человек. В этом направлении проводили исследования А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, В. А. Лабунская, Я. Л. Коломенский и ряд других ученых. Основу межличностного познания и понимания в данном случае составляют особенности, средства и качества личности другого человека. Совокупность этих отношений составляют образ другого для личности. Очень часто, приходя на психологическую сессию, клиенты озвучивают запросы, в которых они скорее говорят о том, что хотели бы понять, изменить другого человека, повлиять на него. Не все при этом учитывают то, что для того, чтобы изменить сложившуюся систему взаимодействия между двумя людьми, необходимо меняться обоим партнерам.
  • Предметом изучения в ряде исследований этого направления являются эмоциональные отношения. Как правило, эти отношения имеют положительную окраску ситуации. Исследователи сделали попытку разобраться в том, чем определяются отношения одного человека к другому, насколько оно зависит от эмоциональных характеристик участников этих отношений, а также их динамику на различных этапах этого взаимодействия. Позитивное эмоциональное отношение одного человека к другому — это динамическое образование, которое изменяется в зависимости от свойств объекта симпатии. Необходимо отметить ряд отечественных психологов, которые активно занимались исследованием этой области личных отношений: В. М. Мясищев, Л. Я Гозман, Н. Н. Обозов и другие. То, как именно человек будет воспринимать взаимодействие с другим человеком, напрямую зависит от тех эмоций, которые возникают во время контакта. Часто на сессию клиенты приходят в достаточно подавленном состоянии или, наоборот, возбужденном. На психологической консультации важно учитывать этот фактор, не пытаться сразу «бежать» в действия, а следует для начала понять себя в этих ситуациях, а в идеале — и партнера тоже, его проявления и реакции. Именно «на эмоциях» чаще всего люди обращаются к психологу за профессиональной помощью.
  • Предметом этих исследований являются практико-ориентированные отношения, когда другой человек или партнер выступает в виде предмета воздействия. Модель этих взаимодействий строится по диалогическому принципу. Эти изыскания наиболее актуальны, так как в исследовательскую зону попадают психология обучения и воспитания, психология менеджмента и управления. Среди исследователей, занимающихся разработкой этого направления, можно назвать такие фамилии ученых, как Б. С. Братусь, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и ряд других. На сессии можно услышать от клиента подобного плана фразы «Сделайте с ним что-нибудь, я так больше не могу!», или «Научите меня на него влиять!». Желание и попытки контролировать не только себя в личных отношениях, но и партнера, часто ведут к тому, что другой человек в паре чувствует, что его психологические границы нарушаются и, как следствие, сопротивляется этому.
  • Предметом данного рода исследований являются отношения типа «Я-Ты», то есть развивающие отношения. В этом случае другой человек выступает как неотъемлемая часть мира и необходимое условие человеческого существования. Корни исследований психологов этого рода — терапевтические, они направлены на личностный рост и совершенствование личности. Научным исследованием этого вопроса занимались как психологи, так и философы: М. Бубер, К. Роджерс, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю и ряд других. Понимание динамики развития личных отношений является ключом к осознаванию того, где, в какой точке именно сейчас находится пара или группа людей. Насколько они способны и готовы выйти на контакт друг с другом, способны, хотят понять партнеров по взаимодействию.

Межличностные отношения с позиции гуманитарных дисциплин

Если обратиться к философским корням понимания межличностных отношений рядом ученых, то можно рассматривать эти отношения через категорию «связь и отношение». Философия экзистенциализма, положившая начало гуманистическому направлению психологии, трактует межличностные отношения как способ, реализующий субъективный, личностный, внутренний мир человека во взаимодействии его с другим. Только через построение этих связей человек сможет занять определенное место в обществе, быть важным и ценным для себя и других, а в конечном счете, приобрести смысл своего существования в мире. Об этом писали Ж. П. Сартр, А. Камю, Хайдеггер, Ясперс.

Как правило, люди подбирают себе для образования пары тех, кто мог бы удовлетворить его потребности в чем-то, по принципу дополнения, а еще чаще, выбор не является осознанным и определяется психологическими травмами или незавершенными ситуациями из прошлого жизненного опыта. Разобраться с этим поможет консультация психолога.

Также можно говорить об исследованиях психолога В. Н, Мясищева, который так определяет межличностные отношения: «Психологические отношения человека в развернутом виде определяют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Психолог-исследователь Мясищев подчеркивал осознанный выбор каждой личности в процессе построения индивидуальных отношений. Этот выбор ведет к тому, что каждый человек в паре берет ответственность за свои действия на себя, осознает свои выборы и их последствия.

По правде сказать, это можно отнести к тем людям, которые хотят и готовы трудиться над построением отношений. Также это определятся личностной зрелостью партнеров в личных отношениях. И это не определяется возрастом. Бывает так, что один человек в паре готов и хочет строить личностные отношения, а другой или боится, или не готов к ним. Тут партнерам важно понять, чего именно они хотят друг от друга. Например, мужчина хочет просто секса, а девушка домашнего уюта и детей.

Возможно и другое понимание отношений — через взаимоотношение. В этом случае, по словам В.Н. Мясищева, отношения выступают элементами «в которых реализуется личность в процессе ее деятельности». Это возможно в случае взаимной поддержки друг друга партнерами. И важно понимать, что именно для каждого из них будет служить такой поддержкой.

У меня на консультации была пара, в которой для женщины поддержкой было общение с партнером, а для мужчины, наоборот, когда он заботится о семье, обеспечивая финансово. Эти два совершенно разных представления об одном и том же не давали встретиться партнерам в понимании себя в этих отношениях, и тем более, партнера. Здесь очень важно говорить с другим человеком, пытаться его услышать. А если каждый считает, что другой должен догадываться о том, что нужно партнеру, то это может привести к взаимным обидам и, как следствие, — претензиям.

Также про это пишут и психологи Н. Н. Богомолов и А. А. Бодалев. Они понимают под межличностными отношениями «формы существования человеческих отношений в контексте реального непосредственного или опосредованного контакта людей, имеющих обратную связь друг с другом». Это социально-психологическое понимание субъективного восприятия человеком другого и самого себя. При этом формируются эмоционально-оценочные отношения к окружающим людям. Категории «мне такие нравятся», или «это мой тип» возникают как следствие этих отношений.

Многие отечественные психологи, характеризуя понятие межличностных отношений, останавливаются на вопросе готовности к определенному взаимодействию с другим человеком. Это определенная установка — потенциальная готовность к взаимодействию. А также характеризуют связь «субъект-субъект» в этих отношениях между партнёрами. Об этом писали психологи А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Г. Осмолов, Н. Н. Обозов. Речь идет о том, что человек должен быть готов к личным отношениям и осознавать это. Н. Н. Обозов для изучения понятия межличностных отношений вводит понятие степени сознательности. В связи с этим можно развести понятия «субъективные отношения личности» и «установка личности». Психолог Б. Ф. Ломов понимает субъективные отношения как интегральное свойство личности, которое откладывает отпечаток на все ее психические процессы. Именно эту особенность Б. Ф. Ломов считает определяющей (ведущей) в субъективном отношении к другому человеку.

Важно не то, что есть в личных отношениях с партнером по факту (объективно), а то, как это воспринимают партнеры, и как к этому относятся. Так, например, для пары совершенно не важны какие-то предубеждения или некоторые социальные нормы, а важнее, например, те, которые они приняли и о которых договорились между собой. Именно это принесет им удовлетворение от союза. Эти аспекты очень важны как для формирования, так и для развития личных отношений. Человек, взаимодействуя с партнером, определенным образом к нему относится, учитывая его положительные и отрицательные стороны как личности. В этом случае можно говорить о «субъективно-личностном» и «личностно-смысловом» отношении к другому (партнеру), причем, продолжительность и эффективность этих отношений определяется значимостью партнера. Об этом писала психолог В. Н. Куницина и исследователь В. Н. Панферов.

Факторы, влияющие на межличностные отношения

Что можно отнести к факторам, влияющим на межличностные отношения? Многие психологи-исследователи считают, что основой и движущей силой личных отношений являются эмоциональные характеристики личности человека как субъекта взаимодействия. Об этом писали такие психологи, как А. В. Петровский, А. Кроник, Я. Л. Коломенский, А. Г. Асмолов, К. А. Абульханова-Славская, В. Шутс, А. Маслоу, Ф. Перлз, В. А. Лабунская, Д. Зинкер, В. А. Ядов, А. Н. Николаев. В данном случае авторы в первую очередь говорят о потребностях факторов развития личности. Это является по мнению ряда психологов источником этих отношений. Эти потребности конкретной личности (субъектов отношений) взаимодействуют не только с внутриличностными структурами (характеристикам психикой) и внешним миром, но и между собой, создавая новые уровни потребностей. Многие из этих потребностей являются мало или неосознаваемыми, но среди них обязательно выделяются ведущие. Эти потребности, а также степень их осознания, определяют адекватность межличностных отношений, что отслеживается по реакциям на окружающую действительность и в конкретных поступках и действиях личности. Насколько человек готов встретиться с самим собой в первую очередь? А с партнером? А с психологом, даже во время самой сессии?

Как считает психолог В. Шутс, личные отношения определены рядом потребностей, ведущими из которых являются социальные, такие, как включенность в социальные группы, контроль себя и других, а также в установлении теплых референтных (значимых) отношений или контактов. Не все люди до конца осознают свои ценности, что для них важно. В дополнении к этим значимым потребностям, исследователь межличностных взаимоотношений К. А. Абульханова-Славская, предлагает отнести положительную эмоциональную оценку. Также А. Кроник и Е. Кроник завершают этот список потребностями успехов в познании и исследовании, сочувствии, опеке, аффилиации (близости), самоутверждения и значимости. Все эти потребности в той или иной степени являются факторами, влияющими на динамику и развитие межличностных отношений. Важно уметь проранжировать (разнести по степени значимости) те факторы, которые влияют на развитие личных отношений. Грамотно это способен сделать профессионал – психолог во время проведения психологической консультации.

Помимо потребностей, исследователи выделяют еще один фактор, влияющий на межличностные отношения. Этим фактором для человека являются границы его «Я». Об этом писал психологи Ф. Перлз, И. Польстер, М. Польстер Д. Зинкер и другие исследователи. Они подчеркивали, что эти границы индивидуальны и очень динамичны и меняются в зависимости от внутренних установок участников этих отношений. Для каждой личности эти границы очень важны, а нарушение их пределов, согласно мнению гештальт-психологов, ведет к деформации межличностных отношений по различным направлениям.

В психологической среде есть такое понятие, как «догнать и причинить добро», где речь идет о том, что часто можно встретить тех, кто стремится навязать свои ценности или пытаться помогать без запроса со стороны того, кому помогают. Это ведет к неизбежному нарушению границ другого человека. Например, банально, в рабочем коллективе всегда найдется человек, который жаждет со всеми общаться, очень демонстративен, привлекает излишне внимание к своей персоне, что напрягает тех, кто совершенно не хотел подобного общения.

Существуют разнообразные способы в выражении установившихся отношений. В данном случае, фактором, влияющим на динамику личных отношений, является образ другого человека (субъекта отношения), особенно его эмоциональная оценка личностью. В. Н Панферов дал название этим образованиям — «интегративные определения личности». А другой психолог-исследователь, А. А. Бодалев, определил их как «оценку личности в целом». В дополнение к суждениям этих исследователей, В. А. Лабунская завершает образ субъектных отношений эмоциональной характеристикой и обозначает эти особенности как «эмоционально-оценочные суждения». Необходимо отметить, что В. А. Лабунская указывает на то, что отношения реализуются через речь, но более информативными являются при этом экспрессивные невербальные поступки в поведении личности. Экспрессивные параметры отношений выражаются в определенных действиях, реагировании и оценке переживаний. Все это, по мнению автора, является частью структуры внешнего «Я» личности. Экспрессивность, импульсивность и при этом отсутствие ясного осознавания того, что происходит в паре, ведет к возникновению недопонимания, взаимных претензий и, как следствие, конфликтов. В какой-то момент, это может быть «последней каплей», когда просьба партнера о том, чтобы другой помыл полы, способно привести к взрыву возмущения и взаимным претензиям. Иногда, это будет полезным, если приведет к тому, что партнеры начнут друг друга слышать. Но в большинстве случаев, когда эмоциональный градус очень высок, то, как правило, партнеры только кричат. Правда, это приведет к эмоциональной разрядке. И уже потом можно переходить к обсуждениям.

При выделении факторов, способных влиять на межличностные отношения, психолог В. Н. Мясищев говорит об определенных уровнях отношений. Так, доминантность (активность, настойчивость) личности определяет направленность отношений, целостность отношений определяет их гармоничность, или конфликтность. Можно говорить о некотором навязывании своей воли партнеру вместо того, чтобы с ним договариваться.

Экзистенциальные психологи считают силой, которая детерминирует межличностные отношения страх экзистенциальной изоляции, когда личность боится остаться одна. Ученый-исследователь И. Ялом считает ядром межличностных отношений проблему слияния-изоляции. «С одной стороны, человек должен научиться быть в отношениях с другим, поддаваясь желанию избегнуть изоляции, став частью этого другого. Но он так же должен научиться, будучи в отношениях с другим, не низводить другого до роли средства, не делать из него орудие защиты от изоляции». Быть одновременно в состоянии слияния с другими и быть изолированным от них, это очень сложная проблема существования межличностных отношений. Как быть одновременно в личных отношениях и иметь свободу? Часто с подобными вопросами приходят клиенты ко мне на психологическую сессию, где мы разбираемся с тем, как это осуществить в каждом конкретном случае. Есть отличная возможность — это прояснить, например, в кабинете профессионального психолога.

Структура межличностных отношений

Если говорить о структуре межличностных отношений, то важно помнить о том, что личные отношения являются достаточно сложным и многоуровневым явлением человеческой психики. Психологами-исследователями условно принято выделять в структуре этих отношений следующие компоненты:

  • Эмоциональный,
  • Когнитивный,
  • Поведенческий

Когнитивный (рациональный) компонент личных отношений: этот компонент имеет в составе множество психических познавательных процессов, направленных на познание самого себя, окружающей действительности и тех, с кем осуществляются отношения (объектов отношений), — восприятие, представление, ощущение, мышление, память, воображение. Процессами понимания одного человека другим в процессе межличностных отношений занимались ряд отечественных ученых-исследователей, таких, как А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев, И. М. Юсупов, А. А. Реан, Я. Л. Коломенский, Н. Н. Обозов, Г. М. Андреева, В. А. Лабунская и многие другие. А зарубежная психология, касающаяся рассмотрения вопросов понимания и взаимопонимания между людьми, затрагивалась такими психологами-исследователями, как К. Хорни, К. Роджерс, М. Якоби, М. Канн и рядом других. Одним из механизмов существования и регуляции межличностных отношений, как считает Н. Н. Обозов, является взаимопонимание субъекта и объекта отношений. Это понимание партнеров друг друга, направлено на сохранение «подлинности» понимаемого разнообразия. Автор говорил: «Обсуждая проблему понимания людьми друг друга, как правило, касаются таких явлений, как восприятие, распознание, интерпретация, оценка, предсказание действий, поступков, поведения другого человека». В составе отдельных видов понимания можно рассматривать эмпатию (способность к сочувствию, сопереживанию), имитирование, подражание, проецирование своих чувств, состояний и мыслей на партнеров по отношениям, а также рефлексия, представление себя на месте другого человека, анализ ситуации взаимодействия и речевого поведения общающихся в рамках межличностных отношений между ними.

Таким образом, понимание является одной из важных составляющих межличностного взаимодействия. Взаимосвязь элементов структуры межличностных отношений, по мнению психолога А. Лабунской, определяется невербальным поведением и особенностями субъектов познания. Упомянутые нами интерпретационные схемы включают субъективную (эмоционально-оценочную) и объективную (социально-культурные нормы интерпретации) части. Эти части существуют параллельно, но в различных процентных соотношениях, что подчинено определенной динамике. Согласно А. Лабунской, опирающейся на экспериментальные исследования, можно выделить несколько сочетаний психологических значений невербального поведения в следующих сочетаниях — «интеллектуально-волевые характеристики – статус, роль», «формы взаимодействия — действия», «эмоции — отношения», «качества личности – эмоционально-оценочные суждения». Эти связи следует установить для улучшения качества личных отношений между партнерами. Проявления эмоций, эмоционально-оценочная характеристика личностных качеств личности непосредственно влияют на отношения между людьми.

Существует мнение исследователей, согласно которому, важнейшим параметром при взаимопонимании людьми друг друга являются адекватность и идентификация. Об этом писал психолог Н. И. Шевандрин. Адекватность предполагает точность и четкость в восприятии и понимании людьми друг друга и самого себя. А также точную эмоциональную реакцию, включенность потребностей личности во все эти межличностные связи. В свою очередь идентификация направлена на внутреннее соотнесение своей личности с другой, следование во мнениях и суждениях за другой личностью. Это дает возможность сделать выводы о соответствии (сходстве) между этими личностями, определить степень различия между ними. Все это происходит в рамках межличностных отношений, которые, в зависимости от межличностной привлекательности или непривлекательности могут развиваться или тормозиться.

Рассмотренный нами компонент межличностных отношений напрямую связан с двумя остальными, причем когнитивный компонент влияет на эмоциональный и сам от него зависит. Способность к анализу того, что происходит с человеком в принципе, или тем более, в отношениях, определяет понимание их динамики, потенциала, способности развиваться в этих отношениях. Например, один партнер из пары встречался ранее с тем опытом, который на данный момент переживает его вторая половина. В связи с этим, он способен поддержать другого, понять.

Если говорить об эмоциональном компоненте отношений, то данная часть в структуре межличностных или личных отношений проявляется в эмоциональных состояниях и реакциях. Внешним проявлением эмоционального компонента межличностных отношений могут быть как отрицательные, так и положительные эмоции, меж и внутриличностная конфликтность, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность, или неудовлетворенность собой и своими отношениями с партнером или партнерами. Данный компонент тесно связан с активностью различного рода, характеризующей отношения, о чем писал психолог В. Н. Мясищев в своих работах.

Психологи Мясищев В. Н. и Бодалев А. А. предают эмоциональной составляющей межличностных отношений ведущее положение в структуре отношений. Эмоциональный фон, формирующийся в процессе межличностных отношений, является ведущей и неотъемлемой частью при возникновении различного рода отклонений в поведении и развитии личности. Эмоциональность определяет процессы формирования личности и является движущей силой личностного роста.

Представители отечественной психологии говорили об эмоциональном компоненте межличностных отношений, как о ведущем, рассматривали его в составе двух других. Наиболее активно этими вопросами занимались исследователи психологи В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев, Л. Я. Гозман, В. Н. Столин, Н. Н. Обозов, а также многие другие. В рамках рассмотрения эмоционального компонента межличностных отношений можно говорить о межличностной привлекательности. Этого вопроса касались такие исследователи, как Л. Я Гозман, Н. Н. Обозов. Так, Н. Н. Обозов считает, что межличностную привлекательность определяют представления партнеров по отношениям о потенциально возможном сотрудничестве или соперничестве, совпадение или несовпадение обоюдных установок относительно себя, ценностей личности, степень адекватности восприятия определенных черт личности, эмоционального и поведенческого компонентов взаимоотношений, а также конкретных реакций на происходящие события и эмоции себя и партнера.

В случае, если межличностная привлекательность между одной личностью и другой достаточно высока, то можно говорить об аттракции. Психолог Гозмани Л. Я., говоря об аттракции, определяет ее как чувство, установку, как отношение к другому человеку и его оценку. По мнению автора, аттракция имеет некоторые особенности. Это «эмоция, имеющая предметом другого человека». Аттракция формируется в связи с симпатией. В «Психологическом словаре» о понятии симпатия говорится следующее: «Симпатия — это устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам, или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, к оказанию внимания, помощи». Причинами возникновения симпатии могут быть общие интересы и ценности, установки, идеалы и взгляды на события и вещи. В связи с этим, можно сделать вывод, что симпатия — это эмоционально-ценностное отношение. Симпатия является обязательным условием для достижения психологического комфорта и удовлетворенности при межличностных отношениях.

Согласно мнению психолога В. В. Столина, симпатия, в рамках эмоционально-ценностных отношений между людьми, существует параллельно со степенью уважения и близости людей. Эмоциональный компонент межличностных отношений был бы неполным без рассмотрения доверия одного человека другому. А. А. Бодалев считает, что при высоком уровне доверия одного человека другому, возрастает принятие людьми друг друга, определяет ценность каждого из партнеров по отношениям.

А Т. П. Скрепкина, говоря о доверии, указывает на объективную социальную позицию по отношению к другому человеку, а также выявление значимости и безопасности партнера по отношениям. Согласно автору, такая категория, как доверие, является, скорее, внутренним достоянием каждой личности по отношению к партнеру, а также имеет внешние проявления, напрямую влияя на межличностные отношения. Если говорить об эмоциональном отношении в рамках межличностных, то можно предположить, что все эмоции, возникающие у одного партнера по отношению к другому, определенным образом способны влиять на ход этих отношений: одни — созидать, другие — разрушать.

Научные труды, содержащие исследования терапевтических и детско-родительских отношений, содержат подробное описание степени влияния тех или иных эмоций на динамику межличностных отношений. Наиболее интересной информацией, на наш взгляд, которую можно использовать для выявления степени влияния эмоций на межличностные отношения, можно получить в работах, исследующих проблему переноса и контрпереноса. Этого вопроса касались в своих работах такие ученые-исследователи, как З. Фрейд, К. Юнг, Р. Урано, С. Зонненберг, М. Канн и ряд других исследователей. Первое упоминание термина «перенос» можно встретить в работах З. Фрейда в рамках психоанализа. Затем К. Юнг более подробно касался рассмотрения этого феномена. Современные психоаналитики определяют перенос и контрперенос как неосознаваемую подсознательную связь между терапевтом и его клиентом. Хотя есть предположения, что «перенос существует в любых близких человеческих отношениях». Существование этих переносов становится возможным благодаря тесной эмоциональной связи между людьми. Существует мнение психологов, что перенос возникает в ответ на базисную человеческую потребность в «эмпатическом резонансе»: «Все мы нуждаемся в эмоциональном резонансе, чтобы ощущать свое существование, признание окружающих и ценность, которую мы для них представляем, и тогда мы проникаемся ощущением собственной ценности». Так считал М. Якоби. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что перенос — это эмоциональные реакции клиента на терапевта, возникающие в ответ на перенос. В свою очередь, контрперенос — это бессознательный эмоциональный ответ психолога на определённые чувства, ощущения и ожидания и поведение своего клиента. Эти явления могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на качество работы специалиста с клиентом, стимулировать личностную зрелость клиента при работе с ним.

Ряд гуманистических психологов, и в частности К. Роджерс, говорили об успехе психотерапевтического сеанса при безусловном положительном отношении, принятии, эмпатии и искренности самого терапевта по отношению к своему клиенту. Психологи-исследователи Х. Кохут и М. Канн попытались соединить в терапевтической работе гуманистическое и психотерапевтическое направления психологии, создав концепцию новых терапевтических отношений (отношений психолога и клиента). Эти исследования так же касались явления контрпереноса и его влиянием на эмоцию. Между контрпереносом и эмоцией можно установить тесную связь. Авторы считают, что «всякая эмоция начинается с реакции контрпереноса». Исследователи указывали на двойственный характер контрпереноса: «Каждый клиент вызывает у терапевта два конкурирующих потока чувств: терапевты хотят освободить клиентов и отправить искать собственный путь, и в то же время они стремятся сохранить их зависимость». Чувства и отношения клиента не будут в полной мере раскрытыми для терапевта, если тот не будет демонстрировать положительное вербальное и невербальное отношение к клиенту. Такая позитивная атмосфера, создаваемая терапевтом, создает для клиента почву для свободного и открытого изучения последним своих чувств. В этом случае общение терапевта с клиентом отличается от обычных социальных контактов и является более эффективным. Наравне с этим, сам психолог в процессе консультации клиента должен осознавать свои реакции на личность, с которой работает, когда возникает контрперенос. Это поможет повысить эффективность консультативной работы терапевта и послужить инструментом для роста и развития клиента.

Явление контрпереноса, по мнению психолога Г. Фигдора, может иметь место в отношениях «учитель-ученик». Здесь можно провести параллель между учителем-психологом и учеником-клиентом. В обоих случаях происходит эмоционально-насыщенное общение двух сторон, а также переживание возникающих эмоций. Многие исследователи склоняются к мысли, характеризуя контрперенос, что определяющее значение в укреплении и развитии терапевтических отношений, имеют такие чувства, как степень взаимного уважения, симпатии, доверия и принятия людьми друг друга в процессе межличностных отношений. Об этом писали М. Канн, Г. Л. Лэндрет, К. Роджерс, Г. Фигдор, М. Э. Маттун, П. Руттор.

Рассмотренный нами эмоциональный компонент межличностных отношений является одним из ведущих в формировании эмпатичных, доверительных и прочных отношений между людьми. Посредством эмоций становится возможным глубже проникнуть во внутренний мир человека, понять и принять его личностные особенности. От этого зависит, будут ли продолжены межличностные отношения и насколько они будут глубокими.

Поведенческий компонент отношений предполагает определенную многогранность его понимания в психологии. Социальная психология под поведенческим компонентом межличностных отношений понимает невербальные средства выражения эмоций, поступки, локомоцию (перемещение в пространстве), речь. Про это говорила в своих работах психолог В. А. Лабунская. Компоненты поведения партнеров в процессе межличностных отношений, такие, как поступки, действия, вербальные и невербальные проявления человека, определяют, во-многом, рассмотрение поведенческого компонента отношений через деятельность, общение и взаимодействие. Исследователь В. А Лабунская считает, что «Именно в экспрессивном невербальном поведении проявляется модальность взаимоотношений между общающимися индивидами». В психологии по-разному рассматривают поведение. Так, педагогическая психология проявлением поведения считает поступки, индивидуальный стиль деятельности, стереотип, позицию, обращение. Аналитическая психология, при описании поведения, обращается к понятию «паттерн», а социальная психология использует понятие «роль». Как способ или форму общения и отношения, В. Н. Мясищев описывает обращение. Именно обращение, согласно автору, формирует отношение. Обращение закрепляется в виде привычных моделей поведения, становясь поведенческим стереотипом, и оказывается тесно связанными со стереотипами восприятия, познания и оценивания человека.

Условно можно считать, что штамп, стереотип, паттерн и стиль — это слова, близкие по смыслу. Так, поведенческий стереотип — это определенная повторяющаяся потребность действий, которую использует человек в заданных ситуациях. Понятие «паттерн» может означать, в переводе с английского, «модель, шаблон, система, структура, стиль, характер». Отсюда понятно, что паттерн и стиль — это синонимы. «Психологический словарь» так трактует это понятие: «стиль — это система приемов воздействия». С указанными выше понятиями сходно понятие роли.

Психолог Я. Морено считает роль «единицей консервированного поведения — это выученные или рефлекторно закрепленные реакции и способы реагирования, которые обнаруживают более или менее устойчивую организацию». Согласно Я. Морено, «Роли — это интерперсональный опыт, усваиваемый ребенком по мере его развития через подражание, отражение и обмен поведением с другими значимыми людьми». Так считает Г. Лейтц. Психолог Я. Морено связывая роли с бытием человека, указывает на их различные виды: психические, соматические, социальные, трансцендентные. Последние роли автор рассматривает как интегративные, творческие, экзистенциальные, а остальные три — как стереотипные и подчиненные.

Именно экзистенциальные роли человека позволяют личности соотносить себя с обществом, видеть свою нужность и значимость для других людей, зависимость от них и всего человечества в целом. Чем разнообразнее и насыщеннее роли, которые присваивает и исполняет человек, тем он становится более гибким в обществе, отношения между другими людьми становятся более глубокими и осмысленными, гармоничными. При анализе этих понятий, можно выстроить иерархию поведения, где наиболее низкими уровнями могут считаться обращения, паттерны, стереотипы, жесткие, стандартные стили поведения, а также соматические, социальные и психические роли.

Как мы выяснили, существуют различные уровни поведения, от которых напрямую зависят межличностные отношения между людьми. При переходе от одного уровня поведения к другому, меняется характер межличностного взаимодействия, характер межличностных отношений — от поверхностных и формальных, к осмысленным, подлинным и глубоким, и наоборот. Те поведенческие компоненты, которые были описаны нами выше, напрямую влияют и определяют, и регулируют те межличностные отношения между людьми, которые будут складываться в определенный момент времени. Все эти процессы зависят от индивидуальных личностных свойств партнера по отношениям. Это позволяет нам говорить о зависимости характеристик межличностных отношений от поведенческого компонента.

Среди таких характеристик можно выделить устойчивость, адекватность, эффективность, глубину отношений между партнерами.

Все три описанных нами выше компонента межличностных (личных) отношений определяют структуру, динамику отношений, влияют на их формирование и эффективность.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»