Статьи по психологии

Цикл контакта с потребностью и механизмы его прерывания

При работе психолога в рамках психологической сессии в гештальт подходе принято опираться на теорию цикла контакта с потребностью.

Эмпирически установлено, что мы, пребывая в окружающей среде, строя взаимодействие с другими людьми, осуществляем контакт со своими потребностями, которые при этом реализуются или не реализуются. От этого зависит удовлетворенность данным контактом.

В этой статье я пробегусь по стадиям этого контакта, что даст возможность лучше понять процесс. А значит, сделать процесс коммуникации, или контакта с потребностью, более эффективным.

Для того чтобы совершить контакт с любой потребностью, будь то физический голод и возможность его удовлетворить, или желание пообщаться с кем-то, в первую очередь, важно сказать о том, что распознавание своих чувств является необходимым условием.

Если мы распознаем свои чувства корректно, то у нас есть доступ к своим потребностям. Казалось бы, что тут может быть не на поверхности, скрыто от наших глаз?

На самом деле, мы можем хотеть одного, а наша потребность заключается совершенно в другом. Например, мы сами того не понимая, ищем ссоры с человеком, а на самом деле наша потребность заключается в том, чтобы построить с ним хоть какой-то контакт, в обычном формате это сделать не удается.

Если рассмотреть цикл контакта с потребностью, то условно можно выделить 4 этапа:

  1. Фаза преконтакта – на данном этапе человек еще не испытывает каких-то ярких чувств или потребностей. В какой-то момент времени начинает расти уровень энергии в организме, что человек считывает, как нарастающий внутренний дискомфорт или потребность в чем-то, произошли какие-то изменения. Постепенно уровень энергии возрастает и личность осознает с чем связано это изменение. Человек распознает свою потребность или нужду в чем-то, испытывает какие-то чувства, связанные с появившемся дискомфортом. Это может быть интерес к чему-то или к кому-то, или раздражение, или голод — все, что угодно. В момент, когда личность четко поняла, что она хочет, завершается фаза преконтакта. Говоря языком гештальта, можно это обозначить как выделение из общего фона актуальной фигуры потребности. Фигурой могут стать те чувства, которые мы осознали. Например, мы понимаем, что нам грустно.
  2. Фаза контакта с потребностью – человек, осознав свою потребность, ищет во внешней среде объект или объекты для удовлетворения данной потребности. Напряжение на данном этапе возрастает. Когда объект удовлетворения потребности выбран, эта стадия завершается. Например, мы приняли решение о том, с кем будем общаться на данный момент времени, или что будем кушать. Это стадия выбора вариантов, которые приведут, по нашему мнению, к удовлетворению того, что мы хотим.
  3. Фаза финального (полного) контакта – непосредственный акт удовлетворения потребности. Говоря о фигуре, как объекте нашего восприятия именно сейчас, мы ее выделяем из общего фона возможных вариантов и на этой стадии осуществляем с ней взаимодействие. Фигурой на данном этапе будет сам процесс слияния с потребностью, например, процесс контакта, или поглощения пищи.
  4. Фаза постконтакта – на данном этапе постепенно происходит процесс ассимиляции, то есть переработка того, что произошло, и встраивание этого в свою жизнь. Например, переваривание пищи, или получение удовлетворения от процесса коммуникации с другим человеком. По сути, это то, что осталось с нами после процесса взаимодействия с чем-то или кем-то.

Совершенно нормально то, что часть из полученного опыта мы принимаем, а что-то, не актуально для нас, мы можем забыть.

Например, в случае, если ясного осознавания этой части контакта не было, или это нам просто не подходит.

Эту стадию можно сравнить с послевкусием после чего-то. Можно говорить о том, что человек осознанно что-то принял или что-то не принял, если он осознал, что ему реально понравилось и нужно, а что — нет. При этом фигурой становятся полученные впечатления, испытанные эмоции, ассимилированный опыт. На данным этапе мы сами как-то меняемся, приобретаем новый опыт.

Также важно отметить механизмы прерывания контакта с потребностью, или «застревания / пробуксовки» на каком-то из выше описанных этапах.

Если это происходит, то удовлетворения, которое наступает на последней фазе цикла контакта с данной потребностью не происходит. По сути, можно говорить о том, что рассмотрение механизмов прерывания контакта – это метод исследования структуры невротического поведения клиента в ходе психологической сессии. Каждый невротический механизм включает в себя другие.

Например, конфлуэнция (слияние) и интроекция (когда мы говорим и думаем лозунгами, которые нам кто-то внедрил в сознание) необходимы для проекции (приписывание другим собственных чувств и мыслей) и ретрофлексии (делание себе того, что хотели бы сделать с другими).

Эти защитные механизмы могут встречаться на любой фазе контакта с потребностью.

Последовательность, в которой разворачиваются эти невротические механизмы, предполагает, что последующие фазы цикла контакта будут предотвращены или искажены.

В отличии от этого, в классической модели гештальт подхода происходит возникновение фигуры в преконтакте мешает только механизм конфлуэнции. А фаза действия по Кларксон прерывается проекцией. Фаза финального контакта становится незавершенной из–за ретрофлексии. Фаза удовлетворения прерывается эготизмом (стремлением все контролировать, в том числе, и самого себя). Фаза отступления, или ухода, не завершается из–за конфлуэнции. Про указанные механизмы я писал в своих статьях ранее, поэтому здесь не останавливаюсь на них подробно.

В цикле контакта с потребностью первой фазой является этап ощущений. Дисфункция данной фазы возникает, например, если телесные ощущения игнорируются, а информация об окружении, полученная из органов чувств, блокируется, не принимается во внимание. Например, когда человеку сейчас не приятно что-то слышать в свой адрес от значимого для него человека, тело это демонстрирует, но сама личность это игнорирует или не хочет, боится встречаться с этими ощущениями.

Механизм десензитизации возникает потому, что переход на следующую фазу – фазу осознавания потребности — в данном случае становится невозможным.

Человек не сориентировался в том, что он реально хочет, что он сейчас чувствует, и может заменить это на искусственную улыбку, например.

А если ощущения есть, клиент переходит к следующей фазе.

Дисфункция фазы осознавания заключается в неполном осознавании своих потребностей или требовании окружающей среды.

Осознавание своего тела или получение информации извне существенно для формирования фигуры, а значит блокирование осознавания с помощью дефлексии приводит к тому, что переход к фазе мобилизации становится невозможным.

Бывает так, что клиент, сев в кресло напротив психолога, говорит о том, что он расфокусирован, не может понять, чего же он на самом деле хочет или не хочет. В данном случае, вместе с психологом, важно исследовать фон, чтобы из него выделить актуальную на данный момент времени, фигуру.

Предположим, что эта фаза благополучно пройдена. И в фокусе клиента появилась более важная, на данный момент, фигура.

Дисфункция следующей фазы – фазы мобилизации — базируется на прерывании контакта с помощью интроекции. Мобилизация энергии необходима для обслуживания процесса удовлетворения потребности. Но появившаяся фигура потребности расценивается как плохая или недоступная. Появляющееся возбуждение прерывается, либо оказывается недоступным для дальнейшего действия.

Например, человек блокирует свое сексуальное возбуждение, которое возникло по отношению к кому-то, так как считает это «грязным», так учили его родители.

Интроективный механизм появляется на стадии мобилизации и прерывает переход к действию. Вместо того, чтобы осознать желание близости, как свою потребность, человек это исключает из возможного списка своих потребностей, запрещая себе это. Но важно понимать, что это происходит на уровне автоматизмов.

Фактически, можно говорить о том, что когда-то личность приняла как истину в последней инстанции модель реагирования в подобных ситуациях. Однако его личные потребности могут отличаться от транслируемых установок и поведения.

Если клиенту удалось достичь следующей фазы – фазы действия, иногда контакт с потребностью может стать невозможным из–за неадекватности самого действия (необходимы определенные навыки), а также из–за отчуждения и приписывания другим частей своего собственного self (параметров своей личности).

Например, почувствовав возбуждение, человек начинает вести себя агрессивно, отлично отдавая себе отчет в том, что при такой реакции он не получит желаемого.

Проекция, как защитный механизм личности, не дает возможности перейти к фазе финального контакта с потребностью. Неадекватное для реализации данной потребности действие может компульсивно повториться. Например, периодически возникающий конфликт, как способ получения необходимого внимания со стороны другого человека.

Фаза финального контакта расстраивается, когда вместо действия, направленного в среду для удовлетворения потребности, оно направляется на себя самого – ретрофлексия. И тогда, вместо того, чтобы выразить кому–то свое раздражение, индивидуум раздражается на себя.

А ретрофлексия прерывает дальнейший переход к фазе удовлетворения. Если же необходимая конфлуэнция (слияние, или получение желаемого) с объектом потребности доступна, личность может «идти дальше» по циклу контакта.

Фаза удовлетворения в постконтакте нарушается при запуске эготизма. При этом личность не может наслаждаться полнотой и завершенностью опыта. Клиент не испытывает чувства завершенности и удовлетворения.

Например, человек получил то, что он хотел от ситуации, но в полной мере это присвоить себе, принять, осознать и получить от этого удовольствие, не может.

Самый распространенный способ не завершения – это контроль себя и других, а также самонаблюдение, комментирование себя самого. Это преждевременный отход от фигуры без полного удовлетворения ею. В результате не происходит ассимиляции (присвоения) полученного опыта.

Зготизм прерывает переход к фазе ухода – отступления: личность балансирует между завершением старого гештальта и созданием новой фигуры. Эта фаза расстраивается в том случае, если личность не переходит к состоянию покоя, постконтакта, паузы, когда в каком–то смысле, именно фон становится фигурой. Такой переход означает, что личность должна будет оставаться на некоторое время в состоянии растерянности и неопределенности и в то же время оставаться ответственной за дальнейшее движение вперед, позволяя появиться новым ощущениям.

Таким людям сложно оставаться не занятыми, они хотят перейти к поиску новой фигуры, например, за 5 минут до окончания психологической сессии стремятся еще что-то сделать, вместо того, чтобы насладиться и прочувствовать в полной мере то, что получили за истекший час.

Психолог поддерживает исследование клиентом этой фазы цикла контакта, исследование страха пустоты и удовлетворение потребности в отдыхе. Чрезмерное «зависание» клиента в конфлуэнции становится механизмом, прерывающим переход к следующей фигуре, и возникновению новой фигуры становится проблематичным.

Самостоятельно очень сложно в полной мере отслеживать и осознавать описанные выше механизмы, наиболее эффективным будет исследовать их и корректировать во время психологической сессии со специалистом.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»