Статьи по психологии

Сексуальность личности: стереотипы восприятия сексуальности

Развитие сексуальности личности рассматривается специалистами психологами на протяжении всей истории развития психологической науки. Подходов к изучению и теорий формирования, развития, динамики сексуальности достаточно много. В этой статье предлагаю немного прикоснуться к вопросу периодизации развития личности в аспектах развития сексуальности личности. А также сфокусируемся на мифах, которые присутствуют вокруг этой темы.

Психосексуальное развитие личности

Периодизация развития личности Зигмунда Фрейда – это одна из самых первых теорий, которые рассматривали человека в динамике его развития. Классическая теория психосексуального развития личности включает в себя 5 этапов, рассматривает периоды, когда человек учится управлять энергией либидо, своей сексуальной энергией:

Оральный период

Оральный период – от рождения до, примерно, полутора лет. Фаза характеризуется осознаванием своих действий, получением тактильного удовольствия, при этом акцент делается на губах, что связано с актом сосания у ребенка.

Неправильный способ реакции – ребенок кусает мамину грудь. Разумеется, мама на это как-то реагирует. Если она как-то негативно, жестко на это реагирует, то ребенок обучается тому, что свою агрессию нужно прятать, что любые активные действия – это плохо, это причиняет боль.

Это ведет к тому, что человек во взрослом состоянии будет прятать свои агрессивные проявления от других, а может быть, и от себя.

Второй вариант – когда мама терпит боль – ребенок привыкает к тому, что окружающая среда все стерпит, а значит, можно себе все позволить.

И выросший ребенок может проявлять вседозволенность, способен к совершению противоправных действий.

Данные периоды закладывают варианты получения удовольствие от жизни. Относительно оральной стадии – на данном этапе закладывается способность получать удовольствие от секса, еды, сигарет и прочего.

Анальный этап

Анальный этап – примерно, от 1,5 до 3,5 лет, когда зона управления и получения удовольствия смещается в зону ануса. Ребенку может нравиться, что его шлепают, может получать удовольствие от расслабления после посещения туалета.

Здесь важно отметить присутствие социального аспекта. Ребенок сходит в туалет туда, куда указали родители. Родительские фигуры указывают, куда можно «накакать», что позже может проявляться в социуме, когда СМИ или администрация могут маркировать кого-то, как не соответствующего каким-то требованиям, задавая тем самым, векторы управления.

Удерживание может быть рассмотрено как форма сопротивления. В первую очередь речь идет о переживания злости – боль от удержания и одновременно удержание власти, когда речь идет о том, что во власти этого человека «обгадить» то, что он хочет и когда захочет.

Оральное сопротивление может выражаться в отвращении, как выбор того, что мне пригодно, а что – нет.

Сдержанная злость и негативные переживания, однако после этого возможен «понос», когда человека прорывает во всех смыслах этого слова. Срывы после долгого сдерживания себя также свойственны людям, которые не прошли в адекватной и полной мере эту стадию.

Фаллический период

Фаллический период — примерно, от 3,5 до 5 лет. В этот период времени у ребенка недостаточно развиты гениталии, но человек начинает осваивать социальные роли. Это проявляется в виде игры, когда происходит подмена реального статуса фантастическим. Происходит освоение ролевых игр. Мы освоили эти модели, по ним пытаемся жить. Но это плохо соответствует реальной ситуации. Период освоения множества правил, первичная социализация.

Если человек зафиксировался на данном периоде, то эти правила определяют его жизнь, он живет по ним, однако может хотеть жить по-другому. Такие люди склонны строить свою жизнь, исходя из идеальных моделей, а сами могут хотеть совершенно другого.

В первую очередь речь идет об интроектах, которые человек усваивает от значимых для него людей в детстве без критического восприятия этих моделей, «опробования на вкус». Конечно, ребенок еще мал и не способен в полной мере отслеживать эти механизмы, но сами родители могут не понимать того, что они транслируют ребенку то, что ему не нужно или не подходит.

Например, с детства ребенку транслируют родители то, что проявлять свои чувства не удобно, говорить о сексуальности стыдно и прочее. Независимо от своих личных потребностей и желаний, такой человек будет тормозить любые проявления своей сексуальности с другими людьми, считая это чем-то неприличным или неприемлемым, неуместным. Но при этом, например, у него будет оставаться нереализованной потребность в тепле, сближении с другими людьми, что от них напрямую запросить он не может.

Латентный период

Латентный период – примерно, с 5 до 11. Это этап созревания. Здесь происходит приближение к тому моменту, когда человек в полной мере может осознать свою сексуальность, идентифицироваться с ней.

Такое название говорит о том, что в полной мере эти функции человеку еще не доступны, однако, уже понятно, что будет происходить в следующий период.

Генитальный период

Генитальный период – непосредственно этап реализации сексуальности, когда в полной мере по физиологическим, психологическим и социальным параметрам можно говорить о реализации этого явления. Здесь важно сказать о том, что сексуальность определяют такие параметры, как генетический код и гендерная идентичность, сексуальная ориентация (соотнесение человеком себя с принятыми в обществе нормами).

В связи с этим можно говорить о функциях, которые обеспечивает наша сексуальность. Это биологические, такие как разрядка сексуального напряжения, продление рода, социальная активность, коммуникация и другие. И психологические – выражение своих эмоций через сексуальность, например, или в поведении выражение агрессии.

Стереотипы о сексуальности и её аспектах

Если говорить о стереотипах, которые распространены в нашем обществе, которые касаются аспектов сексуальности, то условно можно выделить отдельные из них.

Сопровождаются чувством страха – если это будет реализовано, меня не станет

  • «Если ко мне чувствуют возбуждение, то я отвечаю за реализацию этого посыла». Предполагается, что ответственность за это возбуждение лежит на том, кто его вызвал.
  • «Можно посидеть на трусах мужчины и забеременеть». Если мужчина вступил в сексуальный контакт с женщиной, то теперь обязательно должен ей что-то.
  • «Если я возбудился, теперь себя не остановить». Речь идет о границах того, что позволено нашему телу, а что – нет.
  • «Он один раз уже бросил мою подругу, вероятно, что это произошло по его вине, и со мной произойдет тоже самое».

Невротические – если это случится, я буду виноват, обижу. Построены на чувствах вины и обиды

  • «Сексуальная измена будет ранить партнера». Вообще не рассматривается вариант, когда это может быть предметом договоренности или, как минимум, обсуждения.
  • «Не хотеть секса — это плохо, это воспринимается партнером, как полное отвержение». Не хочет меня, значит, не любит, не интересен и прочее. Аспекты этих состояний, или их временность, вообще не учитываются.
  • «Если на меня «не стоит», со мной что-то не так!». Вариант того, что могут отличаться вкусы другого человека от Ваших, или это происходит в какой-то конкретный момент в связи с какими-то обстоятельствами, как правило, не рассматривается.
  • «Женщина в сексе более слабая и пассивная». Если девушка сама хочет «затащить парня в постель», то может переживать, что это не прилично, не принято. И тут может актуализироваться компенсаторная реакция, например, отражающаяся на своем ребенке, когда мама может «заездить сына», управляя им, как только может, контролируя каждый его шаг, проявляя максимум активности.
  • «Разговоры о сексуальном возбуждении, о сексе с другим человеком всегда заканчиваются сексом (изменой)». Если человек в браке, то говорить об этом с другими людьми, автоматически, означает изменить.

Стереотипы, основанные на стыде

  • «Самая яркая сексуальная жизнь была в молодости, а сейчас отголоски!». Люди могут жить воспоминаниями о том, что было, хотя, в силу физиологических, психологических параметров, вполне могли бы быть более реализованы в сексуальном плане, чем есть по факту.
  • «Онанизм вреден, мастурбация ведет к понижению чувствительности».
  • «Мужа своей подруги хотеть нельзя!» Сексуальное влечение возможно вне зависимости от статусов тех людей, которые занимают они в нашей жизни.
  • «Чтобы почувствовать свою сексуальность, нужно внимание со стороны других». Девушка может думать о том, что ее сексуальность прямо пропорциональна тому вниманию, которое она ощущает со стороны мужчин в свой адрес.
  • «Со временем сексуальное возбуждение в паре уходит и это не вернуть». Исполнение супружеского долга в постели может носить механический и не совсем радостный и желанный для обоих партнеров. Разнообразить сексуальную жизнь, чтобы она стала более яркой и привлекательной, партнеры стесняются, боятся или считают, что это уже не поможет.
  • «Если ты не популярен, значит ты не сексуален!». Нет внимания, нет сексуальности. И ряд других мифов о сексуальности и сексе.

Нарциссические – если я озвучу, что я хочу, то меня могут отвергнуть, и никому я такой не нужен.

Разумеется, необходимо учитывать и индивидуальные психологические особенности самой личности, его физиологические параметры, мотивацию, желание, а также ментальные характеристики той территории, на которой проживает этот человек: что принято или не принято в данном обществе, как эта личность была воспитана. Если Вы чувствуете, что, проанализировав эти и другие параметры, все же остались какие-то вопросы, которые требуют коррекции или проработки, чтобы сексуальная жизнь стала такой, какой Вы хотели бы ее видеть, то добро пожаловать на личную психологическую сессию, где можно в индивидуальном режиме работать с личностными аспектами, которые влияют на эти параметры.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»