Почему мы испытываем агрессию?
Агрессивное поведение или агрессивные реакции часто необходимы для того, чтобы выжить. Рассмотрим в этой статье суть агрессии. Есть психологическое, бытовое, понятие агрессивности. То, каким образом мы будем воспринимать это понятие, во многом зависит от нас самих. Кухонный нож хороший или плохой? Все зависит от того, как его применить, в каких ситуациях. Также и с эмоциями человека. Статья будет интересна в первую очередь тем, кто считает себя агрессивным, кого беспокоят проявления агрессии у родственников.
Агрессивность
Ментальный метаболизм по Фрицу Перлз – развитие психики происходит на базе тела. Мы перевариваем что-то из окружающей среды, делая частью себя. Процесс формирования психики человека можно сравнить с метаболизмом. Тело растет благодаря поглощению пищи. В начале ребенок не предпринимает активных действий для поиска питания. С появлением зубов он начинает проявлять активность в поиске пищи. Ребёнок берет часть внешнего мира через пищу. Для этого необходима агрессивность. Разрушение пищи.
Активность, направленная во вне с целью получения чего-то. Любое воздействие на окружающую среду или других людей можно рассматривать как агрессию. Способность производить подобные действия, что-то изменять в окружающем мире очень важна для развития человека, его эволюции.
Развитие агрессии
Ребенок получает какую-то реакцию от внешней среды на свои действия. Мама по-разному реагирует на агрессию ребенка. Это первый опыт, с которым человек как-то обходится. Затем у ребенка формируется представление о том, как внешняя среда реагирует на его проявления. В том числе на агрессивные. Это способ познания мира.
Опыт ребенка накапливается. Из него складывается представление взрослого человека о своей агрессии. Например, его могли стыдить за какие-то действия. Это может формировать страхи, остановки. В психологической сессии часто клиенты говорят о том, что им в детстве говорили, что проявлять агрессивность не хорошо.
Ребенок получает реакцию на то, когда он хочет что-то изменить в окружающей среде. Чтобы что-то сделать, необходимо проявить агрессию. На это человек получает реакцию извне. Насколько подкрепление было поддерживающим в действе, тем выше его способность к саморегуляции.
Депрессия может быть вызвана установкой человека заботиться о себе, энергия сдерживается и направляется на себя, подавляется. При работе с психологом очень важно прояснять истинные причины подобных состояний.
«Как ты можешь повышать голос на маму?» Часто такими выражениями можно застыдить ребенка, когда он делает что-то, что по мнению родителей выходит за рамки дозволенного ими. Этот способ фрустрируется у человека. И во взрослом возрасте человеку будет достаточно трудно выражать агрессию. Правильным вариантом обращения с агрессией ребенка будет сказать ему о том, что он испытывает чувства злости. И научить его, как с ней можно обращаться.
Формы агрессии
Существуют разные варианты того, как можно обращаться с агрессией собственной или других людей.
Распространенным способом является подавление. Особенно это распространено в социальных группах. Да, разумеется, часто агрессивное поведение не уместно. Однако бывает так, что человек чувствует агрессию, но не имеет практически никакой возможности для ее выражения. И тогда импульс, который направлен во вне, адресуется внутрь человека. Если личность ничего с этим не делает, то это может приводить к психосоматическим заболеваниям.
Косвенное выражение агрессии достаточно распространено. Это не прямые послания, которые могут иметь претензию в своем основании. Например, опоздания, недовольство незначительными деталями.
Одним из способов проявления агрессии может быть демонстрация того, что человеку плохо. Другой должен сам догадаться о том, как помочь. По сути, это может быть неосознанная манипуляция. При этом человек может получать желаемое, но не через активное взаимодействие со средой, а через такую организацию пространства и других вокруг, что ему всё приносят в готовом виде.
Если человек только кричит, то это может быть признаком бессилия, так как никакие другие варианты получить желаемое не работают. Или его просто довели до такого состояния.
Аффект – сильная реакция. Сильное выражение злости. Выброс большого количества энергии. Может потом стыдиться таких реакций. Человек может не находить объект, к которому это обращено. Не озвучивает, чего он хочет.
Задача психолога – помочь поддержать человека выдерживать напряжение контакта. Если я подавляю агрессию, то избегаю напряженного разговора.
Важно взять ответственность за то, чего хочу. Это возможно выяснить в диалоге.
Если я злюсь, то могу нанести вред другому человеку. Свобода в том, что чувствую. Это важно заметить. На этом делается акцент в психологической сессии.
Люди реагируют так в ответ на что-то. Человек может не замечать это. А замечает с момента, когда получает реакцию извне.
Можно что-то менять, если ты понимаешь, чем вызвана такая реакция на него окружающих. Если эти процессы вывести в режим осознанности, то ими можно управлять.
Осознанность агрессии
Чувства могут быть осознанные или не осознанные. Дифференциация собственных ощущений очень важна для того, чтобы понимать, что на данный момент происходит со мной и вокруг меня. На психологических сессиях вместе с клиентами этому уделяется достаточно много внимания.
Важно отметить, что сами по себе чувства, как таковые, в терапии не имеют ценности. А важно понимать в сессии, о чем это, сигнал какой потребности.
Также важен контакт с психологом. Бывают сессии, когда клиент испытывает злость в отношении психолога или происходящего процесса. Это совершенно нормально. Если их легализовать, то тогда два человека вышли на границу контакта. И с этим можно работать.
Причины агрессии осознаются не всегда, а это является кличем к снижению того эмоционального напряжения, которое возникает.
Мы никогда не ругаемся!
Семейная система выстроена так, что в ней нет выражения переживаний, злости, агрессии. Это маркер того, что люди сильно подавляют злость. Или она выражается в пассивной агрессии. По сути, отношений как таковых, нет в данном случае. Это не означает, что, если члены семьи постоянно ругаются и выясняют отношения, тогда все хорошо. Речь идет о том, что если в коммуникациях есть замалчивания, то очень сложно или практически невозможно построить контакт с партнером. Бывает так, что на психологическую сессию приходит семейная пара, и партнеры говорят о том, что уже давно не говорят друг с другом. Очень важно обсуждать все то, что нравится или не нравится. Тогда сами отношения будут естественными.
Давай мы вместе «погундосим»!
Есть люди, которые постоянно жалуется на все. Их всегда все не устраивает. При этом все вокруг включены в этот процесс. Такой способ обращения с внешним миром осуществляется через позицию жертвы. Он не тратит энергию на поиск того, что он хочет, проделать некоторую работу.
Страдальческая позиция — получить что-то через жалость — часто бывает очень эффективной. При этом можно не брать на себя ответственность за происходящее, а значит, не совершать никаких активных действий в среде.
Однако такой человек обречен на неудовлетворение. Провокация на то, чтобы его утешали, требует времени. Всегда будет тот, кто готов пожалеть и те, кому это все надоело. Как правило, не будет равнодушных.
Признаки агрессии
Явные маркеры агрессии всем известны. А вот как быть с непроявленной агрессивностью?
Часто бывает так, что человек не понимает, на что он реагирует. Это может пугать. Например, клиент в сессии говорит о том, что его раздражает, практически, все. Объективных причин к таким реакциям может и не быть. Однако здесь важно рассмотреть варианты, когда человек стремится скрыть, в первую очередь от себя самого то, что его реально не устраивает. Это может объясняться разными вариантами, носить временный характер, по мнению человека. Но, тем не менее, если эмоция возникает, то она направлена к чему-то или кому-то. Адресат не всегда может быть очевидным.
После того, как осознаешь, что происходит, на это можно как-то реагировать, что-то с этим делать.
Можно стремиться задеть другого побольнее. Это может происходить от собственной боли. Здесь важно проговорить то, что именно болезненно в этом контакте.
Мы все обсудили!
Обговорили ситуацию, но без выражения чувств, а просто о них поговорили. Пришли к «конструктивным решениям». Это достаточно распространенный способ решения конфликтов. Особенно в корпоративной среде и при общении не людей, а «масок».
Позже может быть так, что эти люди будут стараться избегать общества друг друга.
Внешне, вроде, все хорошо, а с эмоциональной стороны нет разрядки, это не обсуждается. Это имеет свойство накапливаться.
Такие ситуации говорят о том, что коллектив не развивается, а ситуации конфликтов дают возможность разрядки при выяснении отношений. Однако это можно рассматривать, как наиболее благоприятный способ в данных условиях. Если просто сделать вид, что ничего не происходит, то велика вероятность ретрофлексии. А это может приводить к психосоматическим заболеваниям.
Мои ограничения
Важно про них понимать. Что вы готовы терпеть в отношениях, а что — нет.
Форма претензий является способом получить от другого человека что-то. Но она вызывает сопротивление.
Понимание себя и своих реакций дает возможность встретиться не только с другими, но и с самим собой. В кабинете психолога одной из ведущих задач будет распознавание той зоны комфорта, дальше которой человеку уже не переносимо оставаться в контакте на данных условиях. На это могут влиять множество интроектов, стереотипов.
Зависть
Если она токсическая, то человек вызывает злость, так как является напоминанием того, что человек не способен на что-то. Например, постоянно видеть перед глазами человека, у которого есть то, чего хочешь, очень сложно. Кого-то это стимулирует к достижениям, а для других — это способ искусственным путем поднимать свой уровень самооценки. Если человек наделен статусом, то здесь можно говорить о самоутверждении за счет других. Разумеется, это компенсаторные реакции психики.
Обесценивание себя, если есть кто-то лучше, это тоже вызывает злость.
Неосознаваемая злость
Если она присутствует в коммуникации, то человек выходит из взаимодействия с другим.
Человек говорит о том, что он срывается на других. Причина может быть в другом. В основе могут быть интроекты, что, например, злиться нельзя. В этом случае злиться напрямую на родных нельзя. А сорваться можно на более безопасном объекте. Например, это может быть ребенок, животное, подчиненный.
Иногда невозможно прямо коммуницировать. В этом случае можно найти кого-то, на кого можно жаловаться, сливать агрессию. Например, в семье, где родители напрямую не проясняют отношения, могут срываться на ребенке за двойки. Ребенок, в данном случае, разряжает систему.
Разряжение напряжения. Абьюз
Возможно через объединение против кого-то. Можно долго обсуждать то, какой вот он плохой, несовершенный. Это один из способов получения поддержки от других.
Абьюз может быть способом разрядки. Агрессивное поведение всегда вызывает сопротивление. Если обратиться к классическому треугольнику, где есть агрессор, жертва и спасатель, то можно заметить, что эти роли динамичны.
Например, абьюзер мужчина может держать в постоянном напряжении всю семью. А женщина абьюзер может быть по отношению к детям или своим пожилым родителям.
Признаки абьюзера: необоснованная агрессивность:
- пассивная агрессия (не прямая, косвенная),
- речевая агрессия (оскорбления, брань, громкая и нецензурная речь).
Такой человек проявляет агрессию в отношении тех, кто потенциально слабее его. Причин может быть достаточно много. Часто бывает так, что сам абьюзер очень раним, чтобы защитить себя, но ведет себя агрессивно по отношению к другим людям, животным.
Часто такое поведение наблюдается в зависимых и созависимых семьях. Эти союзы могут быть достаточно долговечными. Речь идет о том, что при этом существует вторичная выгода. Например, от позиции жертвы. В подобных ситуациях очень важно обращаться за помощью к психологу.
Патологическая коммуникация и здоровые отношения
Нет встречи. Эта схема обеспечивает то, что отношения не развиваются. Переход к следующей фазе отношений при этом невозможен.
Здоровые отношения маркируются развитием, как самих отношений, так и членов семьи. Мы говорим не только о том, что люди учатся общаться и сами развиваются при этом. Если построены такие отношения, при которых каждый человек имеет свободу самовыражения, то при этом больше шансов выйти на удовлетворение своих истинных потребностей.
Это возможно через встречу. Она обеспечивает потенциал, который приводит к развитию. Если я могу присутствовать в этих отношениях, не врать. При этом партнер готов меня в этом увидеть. Это дает большую степень свободы.
Отношения динамичны, их нужно каждый момент выстраивать. Человек находится рядом, несмотря на то, что ему сложно, дискомфортно.
В отношениях может присутствовать страх ожидания, что будет. Если это проговаривать с партнером, то движение вперед будет происходить с поддержкой партнера.
Важно отметить, что, если нет проявления злости в отношениях, сложно ощутить ценность этих отношений.
Обучение в отношениях
Мама ребенку говорит о том, что он злится. И предлагает варианты выражения этой эмоции. Связь между телесными проявлениями и его состоянием. При этом ему объяснили, что с ним происходит. Этот процесс очень важен при формировании личности.
Часто бывает так, что клиенты в кабинете психолога говорят о том, что даже не представляли, что злиться на самом деле можно, и при этом отношения с другими людьми не будет разрушены.
Страх выражения злости
Окружающие ранее могли давать обвиняющие реакции. Ребенку кажется, что он может быть разрушительным. Например, играя, он мог что-то разбить. По реакциям родителей он может понять, что нельзя так себя проявлять. В данном случае важно, чтобы ребенок как-то проявлял те эмоции, которые у него возникают. Иначе агрессия может перерасти в аутоагрессию.
В сессии важно клиенту вернуть то, что на самом деле происходит сейчас. Это реальность, а не его реакция на прошлое.
Агрессивные культуры
Например, в бизнесе. Кричат на подчиненных, погружают в состояние стресса. Это дает мобилизацию резервов организма.
Жаловаться при этом для некоторых сотрудников может быть вариантом спасения. Это форма выражения себя в сложной ситуации.
Жалуется и не уходит, так как может попасть в место, где не настолько травматичная среда, а в ней нет навыка поведения.
В психологической сессии важно вывести клиента на осознавание того, что человек сам может искать такие места или ситуации.
Эгоист
Человек, который хочет, чтобы другой жил так, как ему хочется, является эгоистом. Это вызывает агрессию у обоих сторон.
Часто бывает так, что человек хочет «переделать» другого. Важно обсуждать. Для партнера, например, это может быть не настолько значимо. Отсюда возникают обиды.
Легализация чувств дает возможность обсудить то, что подходит одному или не подходит другому. При этом социальная приемлемость не имеет никакого значения.
Злость на незавершенную ситуацию
Человек постоянно обдумывает это. Незавершенное действие оставляет энергию внутри. Задача – развернуть вовне эту энергию. При этом свернутое действие разворачивается в контакт.
- При осуществлении действия уже затрачивается аккумулированная энергия. Уже от этого становится легче.
- Полезнее смириться с тем, что ты уже злишься и понять, что с этим можно делать.
- Если невозможно удовлетворить потребность, то раздражение возникает неизбежно.
- Важно понять, какие еще есть чувства в ситуации, кроме злости. Это можно сделать в кабинете психолога.
О чем говорит агрессия?
Агрессия – знак очень важного отношения. Злится, означает, что точно не безразличен.
Клиенты могут путать важность и ценность. Игнорировать то, что ситуация или человек не имеют никакого значения, но при этом отмечается эмоция раздражения или злости, тогда можно говорить о том, что это маркер того, что в самом человеке может быть то, что вызывает в нем такие реакции. Это может быть, так называемым, «слепым пятном». Эмоция есть, осознавания нет. Например, человек не осознает то, что он проявляет агрессию в отношении другого, например, если она проявляется пассивно.
Если агрессия отмечается, то в первую очередь это признак неудовлетворенной потребности. Она не всегда очевидна. В данном случае будет уместна психологическая консультация.