Статьи по психологии

Психотерапия

В практике профессиональной психологической помощи традиционно выделяют:

  • консультирование, направленное на оказание помощи в ситуациях, которые требуют немедленного разрешения,
  • психотерапию, при которой консультация психотерапевта носит более глубокий, а значит, и длительный характер.

При этом работа может строиться как консультация психолога в индивидуальном очном приеме, так и онлайн.

Направления психотерапии

  1. Поведенческая психотерапия. Любая психотерапия заканчивается модификациями изменения поведения. В данном случае специалист работает с механизмами, которые управляют реакциями человека, что отражается на его поведении.
  2. Психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия. Рассматривает динамику бессознательных процессов, которые управляют поведением человека. Фокус внимания психотерапевта – психологический конфликт между сознательным выбором человека и его бессознательными и не осознаваемыми устремлениями. Зигмунд Фрейд изучал так называемое компромиссное образование, возникающее при взаимодействии этих двух сфер. В результате образуются симптомы. Один из маркеров психологического конфликта – сигнальная тревога. Это может быть запросом для работы с психотерапевтом в режиме консультации.
  3. Экзистенциально-гуманистическое, феноменологическое направление психотерапии. Появилась позднее выше описанных школ. Феноменологическое направление работает с феноменами, с очевидным и с переживаниями человека. Работа психотерапевта строится с переживаниями, которые переживает личность субъективно.
  4. Гештальт подход вырос из психоаналитического направления, но стал частью экзистенциального.

Виды психотерапии

  • Индивидуальная. Ее задача вместе с психотерапевтом прожить опыт, направленный на осознавание того, как клиент оказался в данной ситуации. Поиск ресурсов при работе с актуальными переживаниями человека находятся в фокусе работы. Это пример работы гештальт-терапии.
  • Групповая. Речь идет о психотерапии группы (например, профилактика алкоголизма) и групповая (например, техники горячего стула – работа с терапевтом, а группа, как фон). Чем больше участников в группе, тем больше может быть экран для проекций. Популярная психодрама Морено – взаимодействие участников группы между собой. При этом сама группа включает психотерапевтические функции.

Современная групповая психотерапия ориентирована на интерактивную группу. Речь идет о наличии групповой динамики. Это дает возможность выйти на осознавание участников. При таком формате работы много вариантов быть отраженным, опробовать варианты взаимодействия с другими участниками.

Также возможна семейная терапия, как целой семьи, так и пары. При этом на психологические сессии ходят те члены семьи, которые запросили такую сессию. Важно отметить, что в процессе работы с психологом состав участников не меняется. Если же необходимо включить в терапию других членов семьи, то заключается новый контракт и формулируется новый запрос.

Длительность терапии

Ультракраткосрочная психотерапия длится около 5-7 сеансов. Это кризисные вмешательства, которые строятся на поддержке, отреагирование. Это поддержка в острой, не простой для клиента ситуации.

При расстройствах психики: длительность, примерно, столько времени, сколько у человека продолжалось данное состояние. Например, неврозы. Это краткосрочная терапия. Она длится от 10 до 50 сеансов. Работа с психологом предполагает терапевтические отношения. Необходим навык получения психотерапии.

Расстройства личности, что длится более 5 лет: требуют от 50 до 120 сессий. При этом могут быть достигнуты устойчивые изменения психики. Важно учитывать, что любая система обладает инерцией. Человеку необходимо длительный период времени удерживаться в новом опыте. Это даст возможность формирования устойчивой модификации системы отношений, симптоматийного поведения.

«Сделайте со мной вот это!»

Клиенты иногда совершают попытку отчуждения от симптома. «Я хочу избавиться вот от этого!». Это расщепление, при котором человек воспринимает свой симптом не как результат своего поведения или восприятия, а как результат внешнего воздействия. Задача психолога – постепенная интеграция симптоматийного поведения и переживаний. При этом когнитивно-поведенческие терапевты влияют на поведение человека.

Психоаналитические терапевты влияют на конфликт, который вызвал такое поведение. Гуманистические психотерапевты используют модель организмической саморегуляции. В данной модели говорится о том, что здоровый организм способен к саморегуляции. Проблемы возникают в том месте, где способность к саморегуляции нарушается.

Интересно будет упомянуть о парадоксальной теории изменений Арнольда Бейтсона. Она гласит о том, что любое изменение возможно не через механическую попытку меняться, а через полное осознавание того, что есть. Это самое сложное в сессии. Как правило, клиенты пытаются как психологу, так и самим себе продемонстрировать свои исключительно позитивные стороны.

Мы постоянно находимся в режиме приспособления к окружающей среде. Идея гуманистической психологии: мы приспособились когда-то к одним условиям среды, но при изменении среды способ приспособления остался прежним. И то, что вчера еще было приспособлением, сегодня может являться причиной наших расстройств. В связи с этим характер, как относительно устойчивая система, адаптирован к ситуациям прошлого, а не к ситуациям настоящего времени.

В связи с этим задача гештальт-терапевта – сделать механизм прерывания контакта с потребностью осознанным. Тем самым мы возвращаем право человеку выбирать между автоматизированной реакцией (привычной) и той, которую можно развить в ситуации здесь и сейчас. Задача – помочь клиенту выработать новое творческое приспособление в ситуации.

Принципы феноменологического подхода в психотерапии

  1. Речь идет о работе с эмоциями в чистом виде, а не с их интерпретацией. Некоторые клиенты могут использовать проективный способ, приписывая другим собственные эмоции. Этот опыт исследуется в сессии. Оценочное суждение всегда вызывает желание от него защититься. Клиентам иногда сложно говорить про переживания без оценок. А в семейной консультации – это способ услышать друг друга. За скобками остаются собственные представления о чем-то. Объяснение может быть попыткой навязать свое мнение.
  2. У каждого есть жизненная ситуация, которая является уникальной и неповторимой.
  3. Работа в настоящем времени. Любое переживание становится доступным в настоящем. Мы можем изменить переживание прошлого, а не само прошлое.
  4. Поиск параллельности в процессах здесь и сейчас с там и тогда.
  5. Выделение ведущего переживания в сессии и следование за ним. Ориентация происходит на самое энергетически заряженное событие в сессии (фигуру). Удерживаясь в исследовании фигуры, мы исследуем опыт прошлого и настоящего из позиции настоящего времени. Ориентиром при этом являются эмоции и чувства. Алексетимия – не способность выражать чувства словами. Если человек не распознает свои чувства, он отреагирует в действии (отыгрывает ситуацию), на автоматическом уровне. При этом он не отслеживает то, что его к этому действию побуждает. Или другой вариант – психосоматические расстройства. Возникают при подавлении собственных чувств. В обоих случаях человек теряет связь эмоций и ситуаций. Задача – восстановление вытесненной связи между эмоциями и возникающими ситуациями.

Психологический механизм защиты – интеллектуализация. Человек все пытается объяснить. Наши объяснения далеко не всегда отражают реальность. Если отражать то, что происходит с клиентом, то это попадает в ядро его переживаний, минуя его защитные механизмы. Эмоциональный опыт всегда ведет к ситуации, в которой он возник.

Переживания в психологической сессии

Психическая боль возникает от контакта с чем-то, или второй вариант – избыток возбуждения, которое не реализовано своевременно (сильный контроль своих побуждений, выражает их не там и не с теми – пограничная организация личности). Чем ниже уровень структурной организации личности, тем меньше он способен распознавать эмоциональный опыт.

Клиенты запрашивают: «Я не хочу злиться!». Это опора в распознавании текущей ситуации, а для клиента токсичны, и он хочет от них избавиться. Фактически, терапевт делает то, что не сделали родители.

Также важно подчеркнуть каузалоность при работе с клиентами. Это понимание того, как происходит то, что происходит. Это важнее причин этих событий. При объяснении то, что уже названо и оценено, уже не привлекает столько внимания. Гештальт-терапия – терапия очевидного. Мы рассматриваем то, что происходит здесь и сейчас в сессии – это важнее оценки происходящего.

Если мы, не разобравшись в причинах, начинаем менять в себе что-то, то только закрепляем инерцию системы. Важна открытость опыту, а не меняться механистически. Через волевые усилия можно достигнуть временного, неустойчивого результата.

Опора на доминирующий эмоциональный фокус переживания. При этом эмоциональная процедурная память становится доступной для осознавания. Мы связываем части опыта из прошлого с настоящим.

Задача гештальт-терапевта – фрустрация (не поддержание) избегания чувственного опыта. От него клиенты могут пытаться уйти через простое примитивное отрицание, через действие, через применение психоактивных веществ. Например, клиент говорит в сессии о том, что ему не хочется идти в эти переживания. А также могут оценивать качество сессии по состоянию, которое возникает по ее окончании. Часто бывает так, что оно ухудшается с момента начала сессии к ее окончанию.

Это может быть в случае, когда работа проходила со сложными, травматичными событиями в жизни человека. Это важно пройти, потом станет легче. Если клиент сталкивается с сопротивлением, не хочется идти на следующую сессию, то эти состояния важно исследовать вместе с психотерапевтом. Это может быть маркером сопротивления. А это первый сигнал к тому, что мы в сессии подошли к очень важному этапу работы. Пройдя его, можно рассчитывать на изменение качества жизни.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»