Главная / Психологические заметки / Проекция, как защитный механизм личности, или почему мы видим в других себя

Проекция, как защитный механизм личности, или почему мы видим в других себя

Проекция, как защитный механизм личности, или почему мы видим в других себя

Контакт с окружающей нас реальностью происходит каждую минуту нашей жизни, мы сообщаем во вне какою-то информацию и принимаем. При построении отношений, да или просто коммуникации с другими людьми, мы сталкиваемся с тем, что вынуждены искать точки соприкосновения позиций, взглядов на вещи, чтобы выйти на понимание другого человека. Это бывает достаточно сложно. В идеале, сам человек осознает те паттерны, которые присутствуют у него во время коммуникации. Однако, часто бывает так, что мы сами того не понимая, встречаемся не только с другими, но и самими собой не теми, кем являемся фактически, а лишь искаженной проекцией себя самого.

О чем идет речь и что с этим делать? Для начала. Предлагаю разобраться в том, что вообще из себя представляет проекция, как психологический защитный механизм личности.

Эта статья адресована в первую очередь обычным людям, которые далеки от профессиональной психологии, но которым важно сохранить свое лицо, строить контакт с реальными людьми, а не со своим представлением о них.

Что такое проекция?

Под проекцией можно понимать механизм, когда психика воспринимает собственные качества, свойства, особенности, эмоции, как принадлежащие другим людям или процессам.

Проще говоря, мы часто видим то, что есть в нас самих в других, что вызывает определенные эмоции, чаще всего негативные. А замечаем мы это и акцентируемся на этих качествах именно потому, что это есть в нас самих. Мы это или в себе не принимаем, или это находится в режиме непроработанных психологических травм.

Психике легче вынести это «за скобки», не присваивать, ввиду того, что мы зачастую сами не принимаем какие-то качества собственной личности в себе.

Пример проекции из личного опыта

Приведу пример собственной проекции, которую периодически отслеживаю – нарушение психологических границ других людей. Это выглядит так, что я могу задать человеку, с которым близко общаюсь, неудобный вопрос, спросить о чем-то совсем личном, сообщить свое мнение, когда меня об этом не спрашивают. В итоге, когда я сталкиваюсь с подобными проявлениями у других людей, например, громкая речь или визг ребенка, или слишком близкий контакт в метро, то испытываю раздражение.

Это можно назвать «слепым пятном», когда для других это может быть вполне очевидно, а для самого человека нет, так как он включен в этот процесс и не может вынести объективную оценку происходящему.

Брать ответственность за своё поведение и реакции

Разумеется, когда сам человек понимает природу своих импульсов, то он в состоянии ими управлять, однако в большинстве случаев этого не происходит, человека «несет».

Брать ответственность за свои реакции и поведение – это зрелая позиция человека, который ответственен за самого себя и уважает окружающих его людей. Осознавание того, что фактически ты сам являешься источником всего того, что происходит вокруг (в случае с теми же границами) выводит на выстраивание своего поведения таким образом, что мы контактируем не с частями себя самого, а с другими людьми.

Мы строим общение сами с собой

Дело в том, что когда психика эти механизмы запускает, то человек не находится в реальном контакте с другим человеком, а строит общение сам с собой (со своим субъективным представлением о другом). И речь идет скорее не только о том, что человек об этом думает или знает, а об эмоциональной сфере личности, которая сложно поддается контролю, если не осознается.

В таком случае человек искренне может считать, что «его границы нарушены», хотя он сам «вторгся на чужую территорию», не понимая этого и обвиняя в этом другого человека.

Больше того, попытки «истребить» то, что не устраивает в других людях, в большинстве случаев ни к чему не приводят, так как направление приложение сил – это сам человек, и необходимо разобраться с этими качествами в себе самом.

В попытках научить другого человека не опаздывать, вы сами должны осознавать то, что опаздываете сами, либо вынуждены приходить вовремя, однако вас это не устраивает. И в этом случае ваши попытки «перевоспитать другого» будут направлены к себе самому. А в большинстве случаев, вы просто разряжаетесь, «спускаете пар», отчего вам становится легче, на этом все и заканчивается.

Причины кроются в нашем воспитании

Откуда растут ноги? Как правило, основой проекции является интроекция, когда нас воспитывали в таком ключе, что «Не забивай голову!», «Будь вежлив!», а вот хотим мы сами того или нет – не важно. Есть правила поведения в обществе, и, если мы их внутри себя не принимаем, то увидев поведение, которое не можем себе позволить, мы начинаем испытывать раздражение к человеку.

Когда мы предполагаем, как видит мир или ситуацию другой человек, особенно, если мы его не знаем, то при этом опираемся на личное представление об этом, осознанное или не осознанное. Поэтому в таких ситуациях лучше переспросить человека напрямую о чем-то, чем «додумывать» за него.

Как правило, мы критикуем других людей за те качества или поведение, носителями которых являемся мы сами. То есть мы не воспринимаем мир и окружающих непосредственно, сенсорно, а заменяем это восприятие на фантазию об этом.

Например, если мы видим скрытного человека, однако сами себе не позволяем быть такими в каких-то ситуациях, или наоборот, сами такие же, однако, не принимаем эту особенность в себе, то будем «накручивать» много причин такого поведения человека, оценивать его, злиться, однако не предполагаем, почему он в данный момент времени себя так ведет.

Это искажение реальности не дает возможности выйти с ней на прямой контакт. Мы строим отношения с самим собой, полагая, что общаемся с другим человеком. В таком случае любые претензии и обиды должны быть адресованы самому себе, а не другому человеку.

Желания «догнать и причинить добро»

В качестве индикаторов этого механизма можно привести несколько. Например.

Человек, вместо того, чтобы говорить: «Я», как правило, говорит: «Мы», или «Они». Нет присвоения самому себе своих слов. А на самом деле вы так думаете или полагаете, что так думаете?

Много критики всего и всех, желание научить других людей вести себя каким-то определенным образом. «Тебе обязательно нужно найти невесту и одну, сколько можно бегать туда – сюда?!». А если обратиться к потребностно-мотивационной сфере человека, который это навязывает другому, то не трудно понять, что поиск одного единственного – это его мечта и потребность. Это происходит автоматически. Человек, который это говорит другому, не отслеживает того, что сообщает о личной потребности, которая является исключительно его. А нужна ли эта самая невеста тому, кому дают подобную рекомендацию, совершенно не важно, ведь советчик искренне верит в то, что раз хочу я, значит и все другие тоже хотят, как не хотеть-то?!

Ну а если серьезно: когда сам человек научится четко понимать и осознавать, что ему нужно, тогда он будет уметь видеть потребности других людей, тогда не будет возникать желания «догнать и причинить добро». Когда мы присваиваем себе непринятые части себя, понимаем, что это мы сами, тогда с этим можно что-то делать.

Виды защитного механизма

Очень важно выводить это в режим осознания. Однако, если вам даже напрямую скажут о том, что у вас «это есть», то эмоции, которые в связи с этим у вас появятся, перекроют любые пути к контакту с тем, от чего вы так упорно стремитесь убежать.

В данном случае речь идет об агрессии, как способе защиты. Однако сам человек не понимает, что защищается от себя самого.

Психологи выделяют 3 вида этого психологического защитного механизма.


Придя к психологу с запросом

Зеркальная проекция – когда человек находит в другом или своем представлении о нем черты, характеристики, особенности, которые рассматривает, как свои, либо хотел бы иметь.

Например, искренне желая помочь, партнер в паре транслирует другому жизненную необходимость личной психологической терапии, говоря о том, что тот нуждается в ней и это ключ от всех тех дверей, перед которыми он стоит, не решаясь войти. Однако, если проанализировать потребности самого советчика, то вероятнее всего выяснится, что именно в психологических сессиях он находит для себя ресурс, на который может опираться в собственном движении вперед.


Придя к психологу с запросом

Проекция катарсиса – когда происходит то же самое, что я описал выше, однако, сам человек отказывается от этих черт, не признает их своими, не хочет их иметь.

Например, осуждение соседки по коммунальной квартире: сидя за чашкой кофе и обсуждая ситуацию, когда та самая соседка «лезет не в свои дела». Однако вот именно сейчас тетушка за «уплетанием» пирожного и распитием чашки кофе занимается ровно тем, что осуждает в другой. Разумеется, это вызывает сильные эмоции, что есть маркер того, что ситуация касается меня лично. Если бы никак не затрагивала, то эмоций бы не было, либо они не имели такую силу.


Придя к психологу с запросом

Дополнительная проекция – если человек приписывает какие-то черты, особенности или состояния другому человеку, которые оправдывают его собственное состояние или поведение.

Например, можно давать бесчисленное число советов относительно «правильного» поведения другого человека, однако мы помним поговорку, которая гласит о том, что «благими намерениями путь вымощен в ад». Или «Ну вот если бы не его поведение, то я была бы другой!» - говорит жена.

Очень важно осознавать личную грань ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и реакции. Правда, не всегда это возможно в силу того, что не осознается и болезненно.


Фактически, любая проекция – это отвергаемая часть личности, которую следует присвоить.

Это возможно, если сам человек заинтересован в построении открытых и доверительных отношений, когда он чувствует себя безопасно и может открыться другим, познавая самого себя.


Если вы обнаружили признаки проекции у себя или у значимого для вас партнера, говорите об этом, обсуждайте, примеривайте к себе, давайте возможность присвоить другим то, что является их частью.

Не стоит давить на человека, упрекать в чем-то, если он пока не готов признавать какие-то особенности в себе. Он может быть просто не готов к тому, чтобы в полной мере осознавать ситуацию. Когда он увидит и почувствует, что вы не нападаете на него, а наоборот, стремитесь к контакту с ним, а не с его механизмами защиты, тогда этот контакт состоится. И вот именно в этот момент вы встретитесь!

Кто-то ждет такую встречу всю свою жизнь, живя рядом с другим человеком, а кто-то не знает о том, что такая встреча в принципе возможна!