Адрес: г. Москва, 1-й Автозаводский проезд 4, 5 этаж
Ежедневно: с 10:00 до 21:00

Панические атаки

Панические атаки

Эта статья адресована тем, кто испытывает состояния, похожие на панические атаки. Рассмотрим их симптомы, признаки, как с ними обходиться (лечение).

В современном мире это явление очень сильно распространено. Это обусловлено, в первую очередь, высокими скоростями жизни, стрессом. Особенно это касается крупных городов. Нам часто не хватает времени на себя, на то, чтобы остановиться, расслабиться, отдохнуть, замедлиться. Наша нервная система может испытывать перегрузки. Как оставаться в темпе, который диктует окружающий мир, и при этом не забывать о себе? Постараемся ответить на этот вопрос.

Признаки панической атаки. Физиология

Согласно цифрам статистики, около 5% населения России знакомы с этим понятием. Подобные состояния происходят со здоровыми, молодыми, деятельными людьми.

Согласно МКБ-10 паническое расстройство констатируется, если панические атаки отмечаются, примерно, 4 раза в месяц. Тогда это не панические эпизоды, а паническое расстройство.

Признаки панической атаки - картинка 2

О панической атаке можно говорить, когда отмечаются кратковременные проявления, длящиеся не более нескольких минут. Если это состояние длится дольше, то это, скорее, тревожное расстройство личности.

У клиентов с паническими атаками часто наблюдается нарциссический конфликт, расщепление. На что ориентироваться, что ждет в будущем? Дезориентация, нет опор. С одной стороны человек хочет определенных достижений, а с другой, не всегда имеет возможность их реализовать.

Очень чувствительные люди находятся в зоне риска. Психолог исследует поле, на котором происходит все то, о чем говорит клиент. Ради других я живу или ради себя? На сегодня пытаемся найти в этом баланс.

Психический опыт невыразимости состояния, теряется константность происходящего – нет надёжности, человек не уверен в завтрашнем дне.

Невозможно выразить словами ужас исчезновения опор, человеческого бытия. Состояние проживался, но не выражается словами. Речь идет о проживании чувственного опыта.

Состояния возникают вне контекста происходящего. Ситуация не соответствует состоянию. Панические атаки возникают внезапно, стремительно, происходят кратковременно. В среде нет ничего, что объясняло бы такое состояние (нет ничего опасного).

Клиент отмечает переживание разных феноменов, которые происходят с его телом. Тело внезапно реагирует на что-то, отмечается учащение дыхания. Им то холодно, то жарко, охватывает ужас. Тело в восприятии становится ненадежным. Это становится источником большого страха: или умру, или сойду с ума.

Панические атаки характеризуются тоннельным зрением. Клиент говорит о том, что его полностью захватывает это состояние, все вокруг перестает существовать. Личность отделяет себя от происходящего, отделяет себя от реальности.

Человек начинает боятся своих состояний, так как это всегда происходит внезапно. Ненадежность тела. Нет опоры. Это страшно. Но эти телесные проявления не угрожают здоровью.

Описанные телесные проявления относятся к деятельности вегетативной нервной системы. Это обеспечивает жизнедеятельность тела.

Если при обследовании в медицинском учреждении врачи не находили никаких патологий, то скорее всего выставляли диагноз ВСД. Вегетативная нервная система дала сбой.

Мы не осознаем деятельность вегетативной нервной системы и не можем ею управлять.

Вегетативное напряжение возникает тогда, когда произошло перенапряжение в центральной нервной системе. Конфликты, которые не обсуждаются и не решаются, способствуют накоплению энергии внутри тела. Для разрядки необходима речь, агрессия и прочее. Запотенциированная энергия должна высвобождаться. При этом важно отреагировать. Психолог может помочь в этом клиенту.

Личность с паническими атаками имеет невротический конфликт. Человек, скорее, разрушит себя, чем повлияет на мир.

На физиологическом уровне тело выдает реакции, как будто вы совершаете серьезную мышечную нагрузку. Меняется тонус сосудов мозга. Это отражается на работе познавательных процессов. Отмечается притупление зрения, слуха, ориентации в пространстве. Тело реагирует так, как будто организм находится в настоящем стрессе. Однако на данный момент человек физически вне опасности. Это реакция вегетативной нервной системы на стрессовый фактор.

Формирование и развитие панических атак

Ребенку важно найти опору в этом мире. Рядом присутствует родитель, который рассказывает, что с ним происходит в данный момент времени. А если опыт не ясен, то человек оказывается в тревоге. Человек в панической атаке оказался в том опыте, который невозможно описать словами. Однако это состояние важно пережить. У человека может быть травматичный опыт из детства. Например, маленький ребенок пережил в раннем возрасте одиночество. Будучи взрослым, он будет демонстрировать деформацию привязанности. Его ощущения будут направлены в сторону сохранения контакта с другим человеком любой ценой. Эта или другая ситуация, если она не сознаваема, формирует внутреннее напряжение. С ним важно что-то делать, а если оно накапливается, то в последствии отразится на состоянии нервной системы.


Основные фокусы внимания, которые дают возможность понять, с какого рода невротическими конфликтами сталкиваются люди, у которых отмечаются признаки панической атаки:

  1. Тревога сепарации от родителей. Чаще всего это ранняя и неадекватная сепарация, когда ребенка оставляли. При этом формируется конфликт «брошенности», «оставленности», одиночества. Для того, чтобы что-то делать, человеку важно присутствие другого рядом. Если он будет один, склоняется к мысли о том, что не справиться с поставленной задачей. Вокруг этого формируется паническая идея о том, что всегда рядом должны быть люди, которые могут помочь. Это вызывает чувство беспомощности. Психологу важно обсудить с клиентом, чего именно он боится. Человек не готов осуществлять выбор, жить самостоятельно. Это часто бывает запросом на психологическую сессию.
  2. Идеи о собственном сумасшествии. Если со мной происходит что-то, что мне не понятно, то со мной что-то не так. Так рассуждает клиент, отмечая у себя признаки панической атаки. Психологу важно подчеркнуть нереалистичность происходящего. В данном случае у клиента нет контакта с реальным миром. Это вегетативная реакция. Важно исследовать устойчивость опоры на собственную личность. Откуда берутся эти мысли про собственную ненормальность? В ходе психологической сессии происходит исследование того, откуда возникают такие переживания реальности. Здесь может отмечаться чувство стыда за подобные состояния.
  3. «Я попал в безвыходное положение!» Придя к психологу, клиенты говорят о невозможности справиться с чем-то.

Развитие панических атак

Амбициозность, активность личности способствует увеличению уровня стресса в жизни. При этом отмечается психологическое напряжение. Много стрессовых факторов, что выдает напряжение. И однажды, когда психическое напряжение достигает критической массы, дебютирует паническая атака.

Человек начинает тревожиться еще больше – он начинает бояться такой вегетативной реакции организма. Свою реакцию личность может связывать с той ситуацией или местом, где это произошло. Но с реальной причиной человек ничего не делает. По истечению времени он замечает, что такие реакции происходят не обязательно в тех ситуациях или местах. Так могут формироваться фобии. Например, социофобия, когда человек избегает больших скоплений народа.

Попытка решить ситуацию «не в том месте» обречена на провал. Врачи будут констатировать, что человек здоров. Тут следует обратиться за помощью к психологу.

Насколько опасны панические атаки?

Опасность в подобных состояниях заключается в том, что, если человек совершает бесконтрольные действия, это может привести к нежелательным последствиям. А переживание панической атаки само по себе не опасно. Это не запредельные переживания.

Испуг – человек переживает свою беспомощность.

Формирование структуры «Я – концепции» происходит в детстве. Если человек недостаточно знает себя, то могут возникать дополнительные сложности.

Мы можем испытывать разные состояния, но при этом оставаться тем, кто мы есть.

Не всегда осознаем реальные последствия своих состояний. Неуверенность в себе, неадекватная оценка себя и внешних обстоятельств. Если человек не признает какие-то свои состояния, то он приписывает это миру. Это проекция. Человек не понимает, кто он. Тогда то, что с ним происходит, он не распознает до конца.

Панические атаки. Лечение

А что же происходит в жизни, что запускает стрессовую реакцию? Основной задачей психолога при работе с неэпическими атаками является работа с невротическим конфликтом.

Человек, испытывая состояния, пририсовывает причины внешним футорам. В этой точке можно исследовать его опыт.

История клиента – что происходило до панической атаки, что было стрессогенным фактором? Это напряжение накапливается, но не осознается. Человеку это сложно описать. Тогда мы отслеживаем это не по его рефлексии, а по описанию событий. Человек может считать то, что происходит в его жизни, нормой, не рассматривать это как стресс. Например, чрезмерно активная жизнь. А по факту это стрессовая ситуация.

В первую очередь, психолог выявляет тригер, который запустил паническую атаку. После чего и в связи с чем это произошло? Что было последней каплей? Мы находим закономерности, которые запускают лавинообразную реакцию, и как эту информацию обрабатывает наш мозг.

Сигналы, поступающие к нашим органам чувств, поступают в отдел головного мозга – таламус. Происходит определение того, насколько происходящее опасно. Если ситуация распознается, как опасность, то гормональная система запускает процессы защиты. Это запускает выработку адреналина. Цель – бей или беги. Запуск физической активности.

Причем, переживание страха и злости запускается одним и тем же гормоном. Это, так называемый, короткий путь. В кровь с максимальной скоростью поступают химические вещества, чтобы человек адекватно отреагировал на опасную ситуацию. Эта программа обеспечивает наше выживание.

Другой путь – осмысление происходящего. Обдумываем то, что происходит. Из коры сигнал останавливает миндалевидное тело, если выброс гормонов не адекватен происходящему, человек понимает, что опасности нет, мгновенно наступает расслабление. Когда человек осмысливает происходящее, то можно предотвратить стрессовую реакцию. Во время панической атаки такого анализа не происходит. Психолог в сессии отмечает эти процессы, происходящие с клиентом.

Клиент рассказывает психологу об опасности и страхе. Человек испытывает страх, когда нет опасности. Между двумя словами при панической атаке стоит знак «равно». Однако это не всегда так. Реакция происходит автоматически. На этом важно зафиксироваться при работе с клиентом.

Страх возникает в ситуации опасности для выживания. Если проанализировать ситуации и места, где возникает эта эмоция, то появляются рычаги управления этими состояниями.

Представить себе что-то страшное так же страшно, как это есть и на самом деле.

Клиенты часто говорят психологу о высоком внутреннем напряжении. Отмечают проживание страха (за будущее, как дальше жить и прочее). Если я не могу адекватно контактировать с внешней реальностью, то возникает страх. А если страх соединен с ощущением опасности, то запускается та физиологическая реакция, которую мы описали выше.

Человек ориентируется не на внешние стимулы, а на свои ощущения. Он опирается на свои переживания, а не на реальность. Помощь психолога при этом будет очень полезной.

Клиент испугался от плохо осознаваемой стрессовой ситуации. Если страх понятен, то не всегда опасно. А во время панических атак и страшно, и опасно. Задача – объяснить себе, что это не опасно.

Психолог вместе с клиентом обосновывает, почему это не опасно. Важно то, чтобы клиент сам выстроил систему доказательств того, что это не опасно. Главное, чтобы он сам поверил. Это даст возможность разорвать связку «страх – опасно». Я переживаю страх, а значит, должно быть опасно, но это не всегда так.

Терапевтические стратегии при работе психолога с паническими атаками. Рекомендации по работе с паническими атаками

Освоение стратегии работы связаны с техниками совладения с возникающим состоянием. Если я перестаю контактировать с внешним миром и концентрируюсь на нереалистичных переживаниях тела, то происходит искажение восприятия объективной реальности. Тело реагирует на то, как будто сейчас есть реальная опасность. Важно вернуться к осознаванию реального контакта с миром. Это означает, что необходимо задействовать те органы восприятия, которые контактируют с реальностью, а не с «вымышленной» реальностью, в которой мы себе «придумали» угрозу для жизни.

Задачей является почувствовать свои ноги, тело, спину, опору, голову и прочее. Через ощущения собственного тела мы выходим на границу контактирования с объективной реальностью. Мы переносим переживания неподтвержденного внутреннего переживания реальности на границе контакта с реальностью. Есть что-то надежное. Это приводит к успокоению. И как следствие, отмечается снижение остроты переживания. Клиент говорит в этот момент об открытии, констатируя, что это оказывается не опасно.

Например, звуки опасны, так как у клиента присутствовал ранний опыт, связанный с переживанием чего-то подобного. А значит, любые звуки пугают, человек пугается. Разорвать эту цепочку – одна из главных задач психологических интервенций.

Дыхание поверхностное и быстрое, как будто человек находится в реальной опасности. С помощью психолога клиент регулирует дыхание. Оно должно быть спокойным, глубоким.

Запечатления из раннего возраста (беспомощность, изолированность, оставление без поддержки, несформированная привязанность) отражаются на поведении человека. Если это напоминает ситуацию здесь и сейчас, личность реагирует на там и тогда. Изучение травматического опыта клиента позволяет нивелировать подобные ситуации.

Какой опыт служит тригером такой реакции? Кто испугался сейчас – ты или тот маленький мальчик? Через подобные инструменты мы выходим на ту ситуацию, которая была тогда. Ранний опыт сформировал такое отношение (опасность). И понимание того, что сейчас нет того уровня опасности, который был тогда, дает возможность снизить напряжение по поводу этой ситуации и с ней справиться.

Работа с внутренним ребенком. Кто боится, в связи с чем? Важно исследовать в психологической сессии этот опыт. Мы выходим на обеспечение безопасности этому ребенку. Фактически компенсируя то, что он не получил в те ранние периоды детства.

Работа с когнитивными данными. Выход на уровень понимания того, что происходит в данный момент времени. Задача – выявить быстро возникающие травматические мысли. Важно, что в том месте, где главенствует Id, ориентируемся на то, чтобы появилось Ego. То, что со мной происходит, лежит вне зоны моего контроля. В данном случае важно перейти к формуле: «Я себя испугал прямо сейчас, а не что-то меня испугало!» Это дает кардинальные изменения. Я себя испугал тем, что я подумал вот так в этот момент. Необходимо найти то, что является страшным для меня. Выявление ответственности за происходящее. Это даст возможность влиять на это. Распознавание автоматических мелей, которые формируют наше отношение к происходящему, дает возможность высветить, где прерывается контакт с объективной реальностью.

Психолог использует в работе модель Альберта Элиса: «активирующее событие – эмоциональная реакция – поведенческая реакция». А между активирующим событием и эмоциями есть промежуточная часть – это автоматические мысли. Они возникают на 0,2 секунды. Их человек не отслеживает и сразу же проваливается в эмоциональную реакцию. Клиент не осознает, какими именно мыслями и убеждениями он себя пугает. Задачей психолога является возможность внести осознанность в то, что произошло до эмоциональной реакции.

Например, через дневник наблюдений. Всякий раз при переживании напряжения понимать в каких условиях это происходит. Что за активирующее событие? Что является тригером? Это дает возможность понять, что не само место, где произошла паническая атака, пугает, а то, что это пространство, например, закрыто, и человек находится в ограниченном пространстве.

Выход на этот уровень дает описание текущей ситуации. И тогда можно обнаружить мысли, которые происходят с человеком в данный момент.

Мысли быстрые и мгновенные: «Выхода нет, я ничего не понимаю, я беззащитен!» Тут может возникать страх смерти. Тут можно вести дневник симптомов, чтобы понять, в каких активирующих событиях, что запускает такую реакцию. Откуда такой страх ощущения безвыходности? Что формирует это состояние сейчас. Это источник важных осознаваний.

Когда человек увидит набор автоматических мыслей, его перестанет волновать то место, где эти панические атаки возникают. Это произойдет благодаря тому, что клиент поймет, с чем на самом деле связан этот страх смерти. И тогда на это можно влиять. Человек понимает, что он сам себя испугал. Где ты был, что хотел, какие были мысли.

Психологами в сессиях применяется техника экспозиции. Клиенты могут использовать избегающее поведение. Мы предлагаем осознанно погружать себя в те ситуации, которых он избегает. Это даст возможность выйти на осознавание цепочки событий, которые запускают механизм панических атак. Регулировать дозировку и степень включенности. Главное, чтобы это не было шоковым испытанием. Тогда каждый раз, встречаясь с намеком на панические атаки, человек фиксирует то, что с ним происходит. Это даст возможность исследовать себя.

И только потом, когда клиент это осознает, ему можно предложить исследовать – какие именно сейчас можно использовать более рациональные и реальные мысли, действия. Это должно быть реалистично. А не через афермации.

В итоге мы выходим на альтернативные пути ее решения. Человек переосмыслил. На основании новых мыслей потом можно выйти на новые эмоции и поведение. Можно пофантазировать, а что бы я тогда почувствовал, как бы себя вел? Постепенно формируется навык.

Разумеется, клиент будет сопротивляться этому, важно исследовать это сопротивление. Постепенно выйти на исследование навыка работы с этим. И когда это происходит, можно говорить о том, что работа с паническими атаками будет завершена.

Задача не сопротивляться Id, а восстановить связь с собственным телом. Часто человек в таком состоянии теряет связь с телом. Восстановление чувствительности своего тела.

Связь со своим телом можно восстановить через обращение внимания на все части, задача их прочувствовать и обнаружить. Концентрация на дыхании. В этот момент формируется константность. Мое тело есть, оно остается, и я дышу. Мы свою жизнь переживаем в средней зоне осознавания. Задача обратиться к внутренней зоне осознавания – что я сейчас чувствую, переживаю. Через уход на время от средней зоны (смыслов) к переживанию зоны телесности. Тогда наступит успокоение.

Самое вредное, что человек может сделать, – бороться с этим состоянием. Бороться – означает напряжение. Это усиливает ощущение переживания. Цель – максимально расслабиться, медленно и глубоко дышать, и осуществлять контакт с объективной реальностью. Тогда переживание панических атак будет минимальным и по продолжительности, и по глубине.

Если человек испытывает состояние панической атаки, в организме накапливается избыточное количество адреналина, важно поддержать физическую активность. Куда это применить, если вы не в лесу, не боретесь с опасным зверем, а находитесь в офисе. Накопленный в теле адреналин и кортизол начнут разрушать организм.

Аэробная физическая активность позволит скомпенсировать этот эффект. В меньшей степени это может быть тренажерный зал, пробежки, прогулки, танцы. Это не лекарство от панических атак, а помощь справляться с состояниями.

Если человек испытывает страх и проскользнуло слово «опасно», если в «это провалились», то здесь важно расслабиться. Это самая сложная задача. Нет сопротивления этому состоянию. Здесь запускается принцип «ну давай». Погрузить себя в состояние панической атаки. В данном случае вместо Oно, появляется «Я». Это дает возможность управлять этими процессами.

Как работать с ранними переживаниями, которые запускают автоматическую реакцию? Речь идет о распаковке проекций. Присвоить то, что не принанимаешь в себе, очень сложно.

Панические атаки сами по себе не являются главной мишенью работы с психологом. Задача – научить человека справляться с напряжением. Однако важно отметить, что если просто снимать сам симптом, то разрешения ситуации не произойдет. Человеку станет легче, но через какое-то время он вновь вернется к этому состоянию. Необходимо понимать, что истинная причина находится в неразрешенном невротическом конфликте. Именно он продолжает удерживать высокое внутреннее напряжение.

Исследование точки контакта человека с окружающей средой, где становится для него непереносимым. Распознавание себя в точке соприкосновения с миром дает возможность исследовать весь свой опыт, не разделяя на «хорошие и плохие». Это исследование целостности. Окружающее перестанет быть для человека опасным и непереносимым.

Задача психолога создать такое поле для исследования, чтобы то, что ранее клиент не мог выразить словами, но чувствовал, находило место для размещения в кабинете психолога.

Психолог устойчив, не воспринимает происходящее с клиентом как отрицательный феномен, и позволяет этому быть. И тогда в этой точке клиент может опереться на специалиста по работе с паническими атаками. Рядом с ним есть человек, который с этим справляется. Это опыт проживания. Потом это становится опытом клиента переживать подобные состояния самостоятельно.

Организация опыта проживания того, что клиент «недопрожил» в более ранние этапы своего развития, он «допроживает» с психологом.

Здесь психолог делает акцент на понятных и ясных границах (сессии, отношений с психологом, финансовых и прочих). Это дает возможность клиенту проживать свою жизнь в ясности происходящего. Клиент воспринимает все происходящее с позиции целостности. Это дает понимание перспективы жизни. В данной точке можно обрести смыслы происходящего и жизни. Человек в реальности жизни находит причины жить дальше и так, как хочет он сам. Человек начинает распознавать окружающую реальность и объективно тестировать уровень опасности.

Если психолог понимает то, что происходит с ними самим, это даст возможность контактировать с аналогичными частями у клиента. Если психолог скажет клиенту о том, что он также это переживает, то это дает возможность опираться на реальность. Клиент не воспринимает себя как уникальность. И, видя опыт устойчивости и преодоления подобных ситуаций, также учится это делать, но уже самостоятельно, опираясь на себя.

Запишитесь на консультацию к психологу

Или звоните по номеру телефона / пишите whatsapp: +7 (906) 096 26 96