Статьи по психологии

Отношения психолога и клиента

Данная статья будет рассматривать особенности отношений, которые строятся во время психологической сессии между психологом и клиентом.

Казалось бы, что этот контакт регламентирован и понятен. Однако, именно то, что делает психологическую сессию эффективной для клиента, накладывает определенную специфику. Коснемся этих аспектов.

Клиент не обязан видеть психолога!

Это выражение я услышал от коллеги, она говорила о том. что особенно в первых нескольких сессиях клиент, который не имел ранее опыта работы с психологом, как правило, монологичен. Это выглядит так, что, придя на сессию, клиент начинает сразу же говорить о своей проблеме, о том, что его волнует. Изложив ситуацию, он сразу же хочет получить от психолога отклик в виде рекомендации о том, что сделать дальше.

Люди привыкли к медицинской модели отношений, когда пациент, придя к врачу, пройдя диагностику, выслушивает рекомендации специалиста. Психологическая сессия работает иначе. В большинстве случаев клиенты сами знают ответы на те вопросы, которые обсуждают с психологом.

Всегда есть что-то, чего им не хватает, или мешает, чтобы достичь тех целей, про которые они говорят. Задача психолога в первую очередь показать клиенту то, как они попали в эту ситуацию, как относятся к этому выбору и производят ли какие-то манипуляции для достижения запрашиваемого результата.

Когда психолог во время сессии задает клиенту вопросы про то, видит ли он сидящего напротив специалиста, что при этом чувствует, клиент не всегда понимает, как это относится к делу. Речь идет о том, что отношения с психологом во время сессии могут строиться также, как и в жизни клиента.

Например, если человек говорит о том, что ему сложно говорить другим людям «нет», то скорее всего, в психологической сессии будет тоже самое. Если обратить на это внимание в процессе работы, то мы получим материал для исследования этого паттерна поведения личности. Это сделать гораздо проще в сессии здесь и сейчас. Кроме того, пространство психологической сессии безопасно и предполагает вариативность, эксперименты.

Сложные чувства клиента

Для того, чтобы личность в сессии развивалась, необходимо, чтобы она сталкивалась с тем, что происходит в актуальном контакте. Разумеется, переживать негативные эмоции не приятно, психика стремится к тому, чтобы не соприкасаться с ними. Но важно учитывать то, что переживание сложных чувств не только дает возможность их отреагировать, но предоставляет шанс пережить их в сопровождении психолога, с его поддержкой.

Переживание невыносимости возможно в случае, если мы имеем дело, например, с какими-то убеждениями клиента. У каждой личности есть какие-то установки, которых он придерживается. Это может быть интроект. Под интроектами в психологии понимаются позиции человека, к которым он склоняется, совершая поступки. Но их он усвоил от кого-то, не до конца «переварив».

Например, если парень усвоил с детства от родителей формулу, согласно которой плакать мужчинам нельзя, то столкнувшись с ситуациями в жизни, которые им сложно переживаются, он скорее всего будет сдерживаться, не проявлять эмоций. В этом случае тот внутренний импульс, который возникает у человека, направляется не во вне, а внутрь себя.

Это может способствовать накоплению внутреннего психологического напряжения. Что может иметь различные последствия. В психологической сессии, когда это напряжение достигает высоких значений, клиент мужчина, может позволить себе проявление тех эмоций, которые им блокируются в обычной жизни.

Он получит при этом психологическую разрядку, ему станет легче, однако параллельно с этим, он может испытать чувство вины за то, что «оказался слабым». Это могут быть те установки от родителей, которые на самом деле ему не подходят. Во время сессии психолог работает с этими стереотипами, и сама личность вправе выбирать для себя то, что ей подходит, а что нет.

Согласие клиента на интервенции

Придя на психологическую сессию, клиент автоматически признает, что у него есть выбор – насколько включаться в происходящие с ним процессы в сессии. Психолог обращает внимание клиента на то, что в сессии могут быть моменты, когда требуется больше времени или больше поддержки для того, чтобы пройти дальше. Именно для этого и необходим психолог. Он сопровождает клиента на пути исследования собственной личности.

Есть вещи, которые не доступны прямому восприятию клиентом, его волевому контролю. В связи с этим важным является исследование зон, которые личность не осознает, включая некоторые потребности. Особую роль при этом играет учет бессознательного в психике клиента. Человек может просто чего-то не знать или не понимать.

В психологической сессии предоставляется возможность исследования тех зон опыта личности, которые могут оказывать влияние на актуальное поведение и реакции человека. Например, человек может не догадываться о том, что у него есть потребность в близости с кем-то из родителей.

А в сессии он говорит о том, что этот родитель его достал, хочется просто уехать и не общаться с ним. За любыми сильными эмоциями стоит какая-то потребность. Не всегда она лежит на поверхности. В кабинете психолога ее можно распознать и найти варианты удовлетворения.

Достижение совершенства

Адаптация психики движется от зависимости к развитию. Развитие – уменьшение той зоны, где клиенту нужен другой человек. Автономия обеспечивает больше свободы. В психологической сессии может происходить обучение тому, что делает для клиента другой человек.

Например, если клиент на сессии говорит о том, что он просто не может жить без друга, то в первую очередь важно выяснить то, что этот друг дает клиенту такого, что сам клиент не способен для себя получить. Есть то, что можно получить в контакте с другим человеком, и то, что невозможно удовлетворить в одиночестве. Однако, если клиент говорит о том, что его мысли и чувства подчинены по большей части другому человеку, то это повод исследовать то, что за этим стоит. Это не всегда очевидно.

Независимость клиента

Поддержание собственной автономии может быть по-разному организовано. Клиент уязвим в тот момент, когда ему плохо, он больше нуждается в другом человеке. Например, в моменты переживания кризисного состояния.

Менее нарушенными в психологии считаются те, кто меньше нуждаются в других людях, чтобы вернуться к состоянию собственного комфорта.

Для чего клиенту нужен конкретный другой человек? И тот же вопрос существует в отношении психолога. Для клиента психолог выступает не только как эксперт, но и как личность с другим опытом в жизни. Бывает так, что, придя на сессию, клиент очень много говорит о себе, своих размышлениях, практически не замечая психолога.

А в обратной связи в конце сессии говорит о том, что ему было очень полезно выговориться. Задачей психолога является сопровождение клиента на пути к удовлетворению его потребности. Личность движется туда с разной скоростью, она индивидуальна.

Оставаться рядом, присутствовать

В ходе сессии можно двигаться в сторону превращения неудач в удачи. Тот опыт, который получает личность, является ее развитием. Психолог помогает этот опыт присвоить.

Вместе с клиентом психолог выдерживает страдание клиента. При этом поддержка от психолога будет заключаться не в жалости к клиенту, а в возможности оставаться рядом, принимать клиента таким, какой он есть.

Высшая степень развития – способность вступать в отношения, понимая все их особенности, включая страдания. Часто сталкиваюсь в своей психологической практике с заблуждением, что хорошие и ровные, бесконфликтные отношения могут быть только такими. Это не так. Дело в том, что если в отношениях все только улыбаются, то эти отношения или формальны, или поверхностны, не близкие. Способность принимать другого человека, уважать его мнение, независимо оттого, насколько оно совпадает с Вашим, это искусство.

Например, в сессии клиентка говорит о том, что у нее с мужем идеальные отношения потому, что они никогда не ругаются. Если посмотреть немного глубже, то можно констатировать, что при этом они и не настолько близки, мало пересекаются. Он спит, она занимается йогой.

Это не означает, что в отношениях обязательно должны присутствовать выяснения отношений, но то, что диалог может иметь разные эмоциональные окраски — это точно. В данном случае можно говорить о том, что стороны искренни и проявляют свои чувства. А партнер готов принять другого, независимо от того, что он думает по тому или иному поводу. Это не означает, что второй должен смириться или согласиться с первым. Речь идет о том, что важно услышать партнера и остаться с ним.

Аналогично в психологической сессии с психологом. Клиент имеет право на проявление совершенно разных чувств, начиная от раздражения, заканчивая нежностью. Тогда контакт между двумя людьми будет настоящим и искренним по-настоящему. Чем больше личность психологически сохранна, тем больше можно с ним быть самим собой.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»