Истерия
Если говорить о таком явлении, как истерия, не в клиническом, а в психологическом аспекте, то часто его можно наблюдать в кабинете психолога. Эта статья адресована всем тем, кто интересуется вопросами саморазвития, изучения собственной личности, или тем, кто планирует обратиться за помощью к психологу – пойти на психологическую сессию.
Истерикам подвержены лишь женщины?
Ранее считалось, что так как у мужчин нет матки, то им не свойственно состояние истерики. А у женщин блуждание матки приводило к истерии. Более поздние исследования внесли ряд поправок в это положение.
Симптомами истерии в первую очередь являются телесные реакции, боли, анемии и другие телесные проявления, без физиологических показателей к этому. Внутреннее состояние может проявляться через такие физиологические проявления. Корни этих реакций лежат в области психики.
Если мы рассмотрим сильные эмоциональные проявления, когда человек какое-то время не может успокоиться, бьется в истерике, кричит, то можно говорить про истерику. Предполагается, что такого человека надо успокаивать, так как сам он может быть не в состоянии это сделать.
Но бывает так, что такая реакция может носить демонстративный характер. Например, состояние, когда женщина плачет, не может успокоиться, демонстрирует состояние на грани нервного срыва. За этим в первую очередь стоит потребность эмоциональной разрядки, желание, чтобы на нее обратили внимание.
Ищем истоки истерии в детстве
Истерия может быть рассмотрена, как форма контакта, которая появилась в силу определенного эмоционального опыта человека при общении с другими людьми. Например, детская истерика возникает у ребенка, если у него имеется какое-то желание, а ему в этом отказывают.
Чем сильнее желание, тем сильнее реакция, как переживание отказа. Слезы, крик – ребенка это состояние захватывает целиком. Если ему в этот момент начать что-то объяснять, то ребенок не услышит взрослого, он не способен на контакт.
Чтобы ребенок включился в контакт, необходимо совершить какое-то действие.
Ребенок находится в состоянии аффекта, он не может с ним справиться. Если ребенку сказать, чтобы он шел и успокоился сам, у малыша может возникнуть чувство отвержения взрослым. А у родителя — страх, бессилие, он не знает, как поддержать ребенка. Ребенок состояние, в котором пребывает, не связывает со своими потребностями, с тем, что происходит вокруг. Нет связи телесного с эмоциональным.
После появления такого опыта, с взрослением, может попадать в такое место в контакте, где он теряет чувствительность, если что–то происходит. Такой ребенок, когда вырастет, может чувствовать себя маленьким и беспомощным в моменты, когда сталкивается с подобными ситуациями. Например, не всегда может маркировать дискомфортные телесные ощущения как потребность в чем-то, а значит, лишает себя возможности в полной мере ее удовлетворить. В таких случаях может помочь психолог на сессии.
Если человек распознает связь физиологических реакций с эмоциональными, то он способен сам себя поддержать. И остается в состоянии контакта с реальностью и с собой. Если в контакте с людьми произошло что-то, на это человек отреагировал, через какое-то время он выпадает из контакта, так как начинает себя агрессивно вести, при этом нет возможности вступить в контакт с другими. А после того, как успокоился, может почувствовать стыд, неловкость за свое поведение. Это переживание продлевает состояние изоляции. При этом сама личность вполне может испытывать потребность в общении с другими, или даже сближении с ними.
Истеричность ребенка может запускаться родителями тем, что они поддерживают его аффективную часть и мало поддерживают часть, связанную с рассуждением, объяснением. Этот опыт закрепляется, так как приносит удовлетворение — если покричать, то все засуетятся вокруг. Например, мама дает ребенку то, что он хочет, чтобы тот успокоился тогда, когда ребенок повышает тон голоса. Начинает капризничать, что и закрепляется у ребенка в качестве средства получения желаемого результата.
Также истеричность поддерживается в моменты, когда родители отстранены, а ребенок в них нуждается. Легче справляться с чем-то неприятным или болезненным через анестезию. При этом нет полного контакта с реальностью. Это возможность справляться с переживанием «брошенности». Легче справляться с чем-либо, включая анестезию. Чувства потерянности могут быть настолько непереносимыми, что психика ищет пути, как эти чувства смягчить. Когда ничего не чувствуешь, не так больно. Если испытать сильную эмоцию, то фокус внимания сузится, изменится гормональный фон и запустится ряд внутренних психологических механизмов, которые обеспечат некоторую «невменяемость». Перестанем замечать реальность и то, что происходит внутри нас самих.
Не всегда личность это способна отследить, однако это в значительной мере влияет на качество жизни и взаимодействие с другими людьми. В данном случае психолог в рамках сессии способен вывести эти аспекты в ранг осознанных, а значит, и управляемых.
Добиться от другого то, чего хочу
Как можно заметить в себе подобного рода реакции? Если есть ощущение, что на рациональном уровне человек Вас не поймет, а поймет на эмоциональном. То есть если человека завести как следует, Вы начнете контактировать. Пока не стукнешь, не услышат, говорили многие клиенты. Эмоции — это то, с чем я могу сейчас взаимодействовать. Акцентировав на них внимание, можно управлять вниманием человека.
Когда, например, происходит расставание с партнером, один явился инициатором разрыва. Первая реакция того, кого «послали» — это вернуться к прежнему поведению, обратить на себя внимание, любыми доступными для этого способами, независимо от договоренностей и пожеланий второго партнера. Если это не имеет успеха, надо добиться эмоциональной реакции, например, гнева.
Для истерика невыносимо, если в ответ нет никакой реакции, а нужен в ответ аффект, эмоциональный срыв, буря эмоций. Самое страшное для него – равнодушие. Человек может путать равнодушие со спокойствием у другого человека. Здесь важно отмечать разный градус в проявлении эмоций. Для одного достаточно одного уровня, а другой может его расценивать, как отсутствие интереса.
Если говорить об амбивалентном отношении к свободе, то человеку хочется быть свободным и делать все, что хочется, именно сейчас. Если есть ограничения, то надо это сразу нарушить. Следует моментальная реакция, он считает, что его ничего не ограничивает. Свобода – это свобода от чего-то. А отношения для чего-то. Мы всегда чего-то хотим от этих отношений. Ощущение того, что меня сейчас будут ограничивать, выдает ощущение скованности, от этого хочется быстрее избавиться. Если личность это не осознает, то это может нарушать чужие личностные границы.
На психологическую консультацию приходят клиенты, которые испытывают постоянную потребность в заботе и внимании со стороны других людей. Но одновременно с этим желанием человек не может его присвоить. Ненасытность, так как с этим сложно иметь дело. Такие клиенты говорят на сессии об одиночестве, желании приблизиться к другим людям, они не осознают, что могут нарушать чужие психологические границы.
Истерики, как способ привлечь чужое внимание
Иногда клиенты в сессии говорят об ощущении того, что каждый раз попадают в одни и те же эмоционально заряженные ситуации, и они бесконечно повторяются, они наступают на одни и те же грабли. Это ощущение говорит о том, что не происходит ассимиляции опыта, так как все силы уходят на эмоциональное отреагирование.
Например, произошедшая ситуация в контакте с другим человеком вызвала сильные эмоции, рыдания, клиенту сложно успокоиться. Фактически все силы уходят на эту реакцию, и он не всегда готов воспринимать объективно информацию от партнера. Ситуация повторяется неоднократно, так как потребность в контакте не удовлетворена ввиду отсутствия присвоения опыта. Вместе с психологом во время сессии можно рассматривать различные варианты как реакций, так и их оценки, и дальнейшего поведения клиента, при которых потребность личности будет удовлетворена.
Способом привлечения внимания могут быть болезненные симптомы, о которых человек рассказывает кому-то. Личность подчеркивает серьезность момента, чтобы на нее обратили внимание. Важно понять, что человек хочет от других в такие моменты, зачем ему требуется это внимание, и почему он не может запросить его напрямую. Часто в этом моменте требуется помощь психолога.
Основная стратегия работы психолога с такими клиентами – это уважительное отношение, не пристальное внимание к симптому, не воспринимать его как конец света. Это не будет игнорирование или обесценивание другого человека, а предоставление ему возможности получить доступ к тем аспектам личности, которые не осознаются клиентом в полной мере.
В качестве примера можно привести девушку, которая постоянно говорит о том, что она устала, хочет спать и ей все надоело, она на грани заболевания. В основе такого поведения, как выяснилось во время сессии, оказалась потребность во внимании и сочувствии.
На сессии с психологом можно также рассмотреть возможность этой клиентки запрашивать поддержку на прямую от значимых для нее людей.
Добился внимания, но удовлетворенности не испытал
Клиент во время сессии может что-то избегать, сам себя не всегда распознает. Избегание может проявляться через яркие проявления. Такие клиенты не могут в полной мере получать удовольствие, для этого нужна ассимиляция, а если есть опыт интенсивных чувств, то это позволяет от чего-то избавиться, но не интегрировать что-то. Задача психолога и клиента во время сессии в данном случае – движение в сторону того, чтобы клиент начал интегрировать полученный опыт.
Бывает так, что, получив то, что хотел, клиент вместо того, чтобы получить от этого удовольствие, стремится бежать куда-то дальше, не фиксируясь в моменте здесь и сейчас.
Задача психолога – работать не с симптомом, а с фоном в том числе, контекстом ситуации. Психологом формируется функция Personality через возможность прислушаться к себе и ассимилировать опыт. Можно вытеснять нарастающее напряжение в контакте до момента, когда уже невозможно его игнорировать. Как правило, в такие моменты клиенты приходят к психологу, чтобы отреагировать, чтобы снизить напряжение. Потом опять все хорошо.
Интересно, что изначально запросом в сессии была неудовлетворенность общением с партнером, а после того, как он «выпустил пар», еще какое-то время клиент не будет возвращаться к этому вопросу. Но потребность, например, в понимании, внимании к нему не будет удовлетворяться. Какой-то период времени он не будет явно возмущаться, это будет происходить до определенной точки, а когда она наступит, клиент или приходит к психологу, где испытывает облегчение, или общается с друзьями, где разряжается, или бурно пытается выяснить отношения с партнером.
Накопившееся напряжение нет возможности терпеть
В паре уже по каким-то телесным проявлениям партнеры отлично понимают, чего можно ожидать от другого. Например, по взгляду супруги муж уже понимает, что сейчас будет ссора. В этой части может быть даже удовольствие от того, что в скором времени произойдет разрядка, так как накопившееся напряжение больше невозможно терпеть.
Отреагирование – разрядка, люди думают, что это и есть выяснение отношений. Через какое-то время ситуация повторяется, так как люди дальше не продвигаются к тому, чтобы поговорить про отношения, не безопасно про это говорить, на это не остается энергии, или это страшно.
Когда сильно зол, уже нет сил поговорить с партнером, а если еще не сильно злой, то еще не могу до конца себя обнаружить. Задачей в таких ситуациях является не просто высказать партнеру все то, что о нем думаете объективно, но и понять, что партнеры хотят друг от друга, что они получили, изменилось ли что-то в их отношениях.
Если мы возвращается каждый раз к тому же способу реагирования, то ничего в отношениях не изменилось.
Быстрым способом сблизиться может быть возможность поругаться, что-то припомнить, себя накрутить при этом. Например, можно наехав на коллегу по работе, получить от него хоть какую-то реакцию ввиду того, что тот не проявляет никакого интереса к коллеге. Разумеется, это часто происходит не осознанно. А любые попытки второго коллеги высвободиться из этих тесных и ненужных ему коммуникативных объятий уже сложно, так как первый настаивает на немедленном ответе и безоговорочном принятии его позиции, не принимая альтернативных мнений. Какая потребность лежит в основе такого поведения у первого коллеги? Желание коммуникации, признания, внимания к себе. По сути, это является манипуляций.
Важно понимать, что бесполезно бороться с симптомом, так как симптом содержит потребность, важно найти альтернативу. Изменить можно способ удовлетворения актуальной потребности. Например, можно бесконечно делать замечания коллеге по работе, акцентируя внимание на том, как он здоровается при встрече или громко говорит по телефону в кабинете на личные темы, однако, если заставить насильно человека вести себя иначе, то та потребность, которая при этом актуализируется, не будет удовлетворена. Психолог во время сессии дает возможность клиенту осознать эти моменты, построить эксперимент, в рамках которого можно вести себя иначе, при этом удовлетворив свой запрос.
Эмоциональная зрелость в межличностных отношениях – это тот психологический параметр, который можно корректировать,
как через обсуждение с партнером собственных реакций, выходя на уровень осознавания, с помощью работы с психологом в рамках сессии.