Главная / Статьи по психологии / Гештальт-психолог очно и по skype

Гештальт-психолог очно и по skype

Гештальт-психолог очно и по skype

В настоящее время существует достаточно большое количество как направлений, в рамках которых клиент может получить психологическую помощь, так и форматов работы, который ранее были не доступны. В этой статье предлагаю порассуждать о том, что такое гештальт подход в консультировании и насколько это возможно по skype.


У людей разная философия, разные ценности, это определяется их личностными особенностями, воспитанием, ментальными характеристиками, регионом проживания и прочим.

В направлениях психологии попытки интеграции в практическом применении в рамках консультирования не всегда будут эффективны. Психолог во время сессии опирается на те конструкты, которые приняты в рамках того направления, в котором он работает. Можно использовать некоторые элементы из другого психологического направления для дополнения к тому базовому, которое используется специалистом.

Например, гештальт психолог вполне может использовать арт методы, метафорические карты, опираться на телесноориентированную психологию. Это возможно реализовать и в skype сессиях. Немного сложнее это будет сделать, если психолог делает значительный упор на телесные проявления клиента, но вполне реализуемо.


Если в двух словах обрисовать суть гештальт подхода в психологическом консультировании, то можно говорить о том, что это направление, которое работает с осознаванием клиента. В отличие, например, от классического психоанализа, где происходит работа в основном с бессознательным личности, в гештальт подходе речь идет в первую очередь о том, что выводится на уровень осознавания клиентом.

Такая работа возможна как очно, так и по skype. Наверняка многие знают о том, что большинство проблем, сложностей уходят своими корнями в детство. Ну узнал ты на сессии о том, что когда-то, очень давно, у тебя старший брат отобрал игрушку, ты на него обиделся и сейчас боишься конкурировать за что-то с более старшими товарищами. И что с этим делать?

Само понимание этой цепочки автоматически не дает выхода на решение задачи здесь и сейчас. Что с этим делать? Для этого существуют в рамках психологической сессии, как очно, так и по skype, эксперименты, когда специалист вместе с клиентом тестируют разные режимы взаимодействия, например, с другими людьми, а также имеют возможность выводить на осознавание те из них, которые будут более эффективными конкретно для данного клиента.

Например, у клиентки, которая обратилась ко мне с запросом на он-лайн консультацию была некоторая сложность построения контакта с парнями. Когда мы начали с ней работать по skype, в первую очередь, я вывел ее на осознание того, что ее выбор психолога как раз остановился на мужчине. Как оказалось, она не придала этому значения и отношения «клиент - психолог» легли на ее запрос разобраться в том, как она строит отношения с противоположным полом.


Когда впервые человек задумывается о том, что он мог бы обратиться к психологу за консультацией? Часто бывает так, что ему посоветовал знакомый, который у подобного специалиста уже был. Основная причина обращения к психологу - у клиента появляется симптом, то есть то, что беспокоит человека, и тогда он обращается к психологу.

Дальше встает вопрос о том, как лучше это сделать, очно или удаленно, по skype? Здесь важно учитывать индивидуальные особенности самого человека - такие, как степень открытости другим людям, территориальные факторы, сопряженные с затратами времени и наличием специалистов психологов в данном регионе.

Преимущество очных сессий в первую очередь заключается в том, что Вы не сможете уйти от контакта с психологом, сославшись на сбой интернет связи. А особенностью skype сессий является значительная экономия как времени, так и финансовых средств. Как правило, он-лайн сессии стоят дешевле, ввиду того, что не нужно оплачивать аренду кабинета для работы.


У каждого человека есть потребности. Значительная часть потребностей носит жизненно важный характер. Если человек заметил эту потребность, то, следующим вопросом будет то, как она может быть удовлетворена, при каких обстоятельствах. Клиент заботится об удовлетворении этой потребности, что ведет к снижению внутреннего напряжения. Спустя время возникает новая потребность, человек ищет способ ее реализации, далее происходит ассимиляция. Это можно наложить на цикл контакта с потребностью, рассмотреть, как завершение гештальта.

Здоровое функционирование психики с позиции гештальт подхода означает то, что человек заметил свою потребность, нашел адекватный способ ее реализации, реализовал и получил удовлетворение.

Но так бывает не всегда. Сбой может происходит на любом этапе цикла контакта. Цикл контакта с потребностью состоит из фаз:

  • преконтакт (момент осознавания того, что что-то хочется),
  • контактирование (непосредственный этап удовлетворения потребности),
  • постконтакт (процесс ассимиляции полученного опыта, получение удовлетворения).

Далее цикл повторяется, но уже с новой потребностью. Бывает так, что, например, клиент не знает по сути, чего он хочет. При этом на сессии клиент говорит о том, что его не устраивает в себе или других людях, а что хотел бы - не понимает. Психолог помогает это нащупать. Или если человек осознает в чем его потребность, но по каким-то причинам не может получить желаемое. Возникают эмоции, с которыми приходится сталкиваться, а возникающее возбуждение нужно куда-то девать. Можно сказать, о том, что потребность- это источник наших выборов.

Во время сессии можно анализировать наши выборы: как и когда они происходят, как реализуются, где блокируются. Это даст возможность получить доступ к удовлетворению актуальной для клиента на данный момент потребности. Если клиент понимает, чего он хочет и даже определился с тем, что, или кто способны его потребность удовлетворить, то на этапе контактирования могут возникнуть сложности с реализацией этой задачи.

Например, в skype сессии можно представить клиентку, которая четко осознала свою потребность в творчестве, но она испытывала большое стеснение в том, чтобы продемонстрировать свои работы другим людям. Таков был ее запрос на консультацию. Во время работы с ней оказалось, что она не умеет запрашивать теплые чувства у других людей, а стеснение касается не уровня ее профессионализма, а непосредственно самого контакта.

Казалось бы, что вот оно счастье, но нет, есть такие клиенты, которые не умеют радоваться тому, что запрашивали и наконец-то получили. Например, поехав в путешествие к морю, можно во время обеда, например, искать недостатки в кафе или приготовленном блюде. Это происходит не потому, что человек злобный, а потому, что, получив то, что он хотел, не знает, что с этим делать. Процесса ассимиляции в полной мере не происходит, а значит, и удовлетворения.

На психологической сессии мы с клиентом работаем с этими вопросами, как очно, так и по skype.

То, какая психологическая сессия - очно или по skype - будет для Вас наиболее удобной, Вы можете узнать, опираясь на свои внутренние ощущения.

Первая сессия с клиентом является установочной - это знакомство как с методом работы, так и психолога с клиентом. В психологии это называется рапортом. По сути, это установление контакта, проверка процесса сонастройки. А далее происходит погружение в сам запрос со стороны клиента, работа с его феноменологией, реакциями, тем что и как он говорит.

Сами клиент-психологические отношения также являются важной частью психологического сеттинга. Дело в том, что в сессию человек приносит те свои реакции, которые свойственны ему в жизни. Это является полем для исследования в рамках очной или skype психологической консультации.

Записаться на консультацию психолога