Статьи по психологии

Диссоциативные личности

Продолжая серию статей о типологии личности, опираясь на публикации Нэнси Мак Вильямс, предлагаю перейти к рассмотрению диссоциативного типа личности.

Логика изложения информации будет той же, как и в предыдущих статьях.

Общая характеристика диссоциативного типа личности

Психологи отмечают, что диссоциации возможны при стрессе. Специалисты рассматривают подобные реакции, как возможность адаптации личности к реальности, или как последствия посттравматического стресса из детства.

В период, пока человек был ребенком, могло произойти событие, которое наложило отпечаток на его восприятие в будущем. Например, жесткое обращение взрослого. Чтобы от этого защититься, ребенок использует средства, которые могли его поддержать в то время. Но спустя время они уже могут быть не эффективными.

Множественная личность. Отмечаются меняющиеся состояния. Важно отметить, что такие люди могут сами для себя диссоциировать неожиданно и хаотически. Переживают у себя множество личностей.

Расщепление могут вызвать травматические реакции. Это может приводить в том числе к асоциальным действиям. Например, человек может совершить преступление, пережив болезненную для него ситуацию.

Эти личности могут прибегать к культам, которые «узаконивают» их диссоциированный опыт. Например, предпочитают такие закрытые общества, где их поведение и реакции схожи с другими членами группы.

Если говорить о психологической сессии, то специалисты подчеркивают важность эмпатия каждой из различающихся частей собственного «Я».

Драйвы, аффекты и темперамент диссоциированных личностей

Ведущий психологический защитный механизм у таких личностей – диссоциалия. Они виртуозы самогипноза. Не для каждого возможен переход при дистрессе из одного осознаваемого состояния в другое.

Чтобы стать диссоциированной личностью важно обладать конституциональной способностью входить в гипнотические состояния.

Последствия психологической травмы можно пережить через репрессию, развитие адъективного поведения.

Психологи отмечают, что они обладают высокой межличностной сензитивностью. Тонко и безошибочно чувствуют множество граней при взаимоотношении с другими людьми.

Психологи отмечают, что дети, которые окружают себя вымышленными друзьями, богатым внутренним миром и прочим, более способны к отступлению в момент травмы.

Как правило, диссоциативные личности более яркие и творческие люди в сравнении с другим. Для них отлично подойдут творческие профессии.

Диссоциативная личность может быть полностью захвачена аффектом, чувствует необходимость полностью переработать его.

Также у них отмечаются эмоций ярости, стыда, вины. Чем больше разных «Я» появляется, тем сложнее ассимилировать опыт без диссоциации.

Защитные и адаптационные процессы диссоциированных личностей

Защитные механизмы являются наиболее оптимальным вариантом адаптации к реальности у незрелой личности. А позднее они становятся автоматическими, а значит, не адаптивными.

Встреча с обстоятельствами, которые оживляют детскую травму, могут усугублять диссоциативные состояния.

Запросами к психологам у таких клиентов будут неадаптивные, травматические диссоциативные реакции. Например, клиент говорит о том, что его не понимают.

Диссоциативность может проявляться в мягкой форме при смене настроений. Члены семьи могут отмечать про своих близких следующее: «Вчера он говорил прямо противоположные вещи!»

Такие люди умеют прикрывать свои реакции. И могут не помнить свои действия. Они не всегда доверяют психологам, так как те способны их раскрыть.

Дифференциация может проявляться в поведении, при аффекте, на уровне ощущений, в виде знания о произошедшем.

Межличностные отношения у диссоциированных личностей

Родители, если сами диссоциативны, могут иметь провалы в памяти и не могут помочь своим детям понять, что с ними произошло.

Современность с локальными войнами травмирует людей, что может способствовать развитию диссоциации.

Диссоциация может быть адаптивной в действе и вознаграждаться в семье. Это может быть и потому, что альтернативного способа реагирования на какие-то ситуации родители просто не знают. А ребенок, как губка, впитывает паттерны поведения взрослых.

Психологи часто отмечают, что у человека не было поддержки со стороны других людей. Родители могли наказывать за чувства. Нарушение способности к привязанности, как следствие.

Присутствовало насилие со стороны родителей в детстве. Чувствуют свою значимость для преследователя. На тебя обращают внимание, в том числе, и когда причиняют боль.

Диссоциативное собственное «Я»

Фрагментированно на несколько «Я» разного рода. Клиенты могут не помнить того, как вели себя ранее, не идентифицируются с той частью себя.

Рассматривая все идентичности диссоциированного индивида, можно обнаружить некоторые ядерные верования, порожденные абьюзом (согласно исследованиям, Элизабет Кюблер-Росс):

  • различные части собственного «Я» являются разделенными и разобщенными,
  • жертва несет ответственность за абьюз,
  • нельзя показывать гнев, фрустрацию, неповиновение, критическое отношение или другие негативные эмоции,
  • прошлое – это настоящее,
  • главная личность не может содержать воспоминания,
  • я люблю своих родителей, но другая моя личность их ненавидит,
  • главная личность может быть наказана,
  • я не могу доверять себе или другим.

Чтобы произошла интеграция в одну личность, психологу важно понимать, что каждая из личностей важна.

Перенос и контрперенос с диссоциативными клиентами

Такого клиента «всегда много» для психолога.

Они видят абьюзера в каждом, кого видит. Психотический перенос может выглядеть как посттравматические аффекты. Клиент может считать, что психолог хочет над ним поиздеваться.

Также можно отметить позитивные перенос со стороны хозяина (главной личности).

Клиент склонен приписывать что-то психологу при полном отсутствии доказательств этому.

Чтобы предотвратить перенос со стороны диссоциированного клиента, психологу важно продемонстрировать, что он отличается от абьюзера.

Сессии с такими клиентами затягиваются. Важно соблюдать границы. Выводя клиента на осознавание дистанции в отношениях, можно выйти на новый уровень работы с ними.

Терапевтические рекомендации при диагностировании диссоциативного состояния

В первую очередь, важно следовать фокусировке на диссоциативных реакциях здесь и сейчас.

Психологу следует учитывать, что такие клиенты могут чувствовать себя не верно понятыми. Это следует прояснять.

Большая часть собственного «Я» не проявляется, а значит, туда не всегда есть доступ. Чувствуют, что им не доверяют, не понимают.

Отреагированность чувств даст возможность их присвоить. А иногда клиентам бывает достаточно просто выговориться на психологической сессии.

Также важна беспристрастность ко всем частям собственного «Я».

Нейтральность психолога может быть воспринята как отстраненность, безразличие. Важно обеспечить доверительную обстановку для свободного выражения аффектов клиента.

Формирование доверия может занять длительное время. Давление на клиента может привести к прямо противоположному эффекту. Не следует делать ничего такого, что могло бы привести к травматизации. То, с чем клиент может справиться во время сессии, определяет психолог и согласует это с клиентом.

Дифференциальный диагноз

  1. Диссоциативные состояния в сравнении с функциональными психозами:могут демонстрировать симптомы шизофрении. Диссоциативность может сосуществовать с шизофренией, аффективным психозом. Если клиент говорит о голосах, которые слышит, то можно попросить его поговорить с той личностью, голос которой он сейчас слышит. Если диссоциация преобладает, то данная часть будет отвечать.
  2. Диссоциативное состояние в сравнении с пограничным:эти диагнозы не являются взаимоисключающими. Можно спросить клиента о том, помнит ли он те чувства, которые испытывал к психологу в прошлой сессии.
  3. Диссоциативная личность в сравнении с истерической:истерические личности не страдают от абьюза, о котором говорят. А диссоциативная личность, включая невротический уровень, перенесли травму. Клиентов с истерическими симптомами важно оценить на предмет диссоциации. С истерическими личностями психолог интерпретирует их импульсы, а с диссоциированными личностями важно делать упор на воспоминания и отреагирования их травматической истории. Если с диссоциативным клиентом работать как с истероидным, то можно усилить чувство вины, не достичь глубины боли, с корой следует работать.
  4. Диссоциированные состояния в сравнении с психопатиями:возможны асоциальные реакции. При этом личности может быть выгодно убедить других в собственной множественности.

Еще два типа личности — обсессивные и компульсивные — мы рассмотрим в следующей заметке.

Публикации по теме

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»