Диагностика и эксперимент в психологическом консультировании
Часто клиента на психологической сессии спрашивают о том, что происходит, как строится работа. Эта статья даст ответ на этот вопрос для человека, который далек от профессиональной психологии. Если такой интерес возникает у клиента во время сессии, то можно на этом остановиться и рассказать немного простыми словами о самой схеме работы. Понимание того, как строится диагностика и проходит эксперимент, расширит осознанность клиента. Это сделает его более психологически грамотным.
Метод наблюдения в психологическом консультировании
(Процессуальная и полевая диагностика)
Во время психологической сессии, в первую очередь, производится процесс наблюдения за тем, что происходит здесь и сейчас. Внимание обращается на:
- то, что и как говорит клиент,
- какие чувства озвучивает, и что наблюдается фактически,
- соответствие запроса клиента его поведению, реакциям,
- какая динамика отмечается от сессии к сессии, как ее воспринимает клиент,
- какие чувства, мысли мешают или, наоборот, помогают двигаться в сессии,
- сопротивления клиента (выглядят, как отсутствие желания двигаться в сторону неприятных или травматических переживаний) и другие параметры.
Это дает возможность выявить множественность процессов, которые происходят с клиентом на данный момент времени. Собранные данные ложатся в основу диагностики.
Психологическая диагностика в сессии бывает двух типов: полевая и процессуальная.
Помочь клиенту восстановить утраченные им феномены его жизни – одна из ведущих задач на сессии.
Фоновая диагностика происходит в настоящем. С чем клиент пришел, о чем говорит прямо сейчас. Даже если в сессии обсуждаются прошедшие события, то они преломляются через призму настоящего времени. Это дает возможность исследовать то, как данное событие встроилось в восприятие клиента, его паттерны поведения или реакции.
Очень важно выявление способа поведения клиента, его ценностей. При этом нет задачи переделать клиента. «Научите меня поступить правильно!» — такая фраза часто звучит от клиента в сессии. Да, психолог может поделиться личным опытом в какой-то ситуации, однако это не может быть рассмотрено как руководство к действию. Важно отыскать индивидуальный стиль поведения, который подходит именно этому клиенту с его жизненной историей.
Процессуальная диагностика происходит здесь и теперь. Что дает возможность отмечать факторы поведения, позволяющая клиенту выстроить контакт с другими и собой. Какой клиент сейчас? Психологу важно не привнести личные фигуры. Например, если клиент в сессии говорит про развод с партнером, то эмпатия психолога не должна переходить в оценочные суждения относительно любой из сторон.
Изучение потребностей и желаний клиента — одна из ведущих задач, стоящих перед психологом на этапе диагностики. После определения того или иного паттерна поведения, важно свериться с самим клиентом, определить, насколько каждый из них заряжен для него.
Метод психологического эксперимента во время сессии
В первую очередь очень важно учитывать то, что происходит между клиентом и психологом. Речь идет о клиент–терапевтических отношениях. То, как они выстроены, определяет безопасность для клиента. Например, вчера у меня была первая сессии с клиентом. Он сразу начал излагать свой запрос: очень подробно, практически, не замечая меня. Есть отличие врача или учителя от психолога. Учитель занимается процессом воспитания, рассказывает о том, как надо. Врач, после проведенных диагностических процедур, назначает курс лечения. А психолог в контакте с клиентом дает возможность последнему понять, как он вступает в контакт с другими людьми. Что при этом происходит, что он осознает, а что — нет. Это дает возможность «не проскакивать» зону преконтакта, понять, чего действительно хочешь и как это получить.
Эксперимент индивидуален, должен подходить клиенту. Мы учимся, когда уходим от автоматизма в сторону осознанных действий, присваивая новый опыт. Например, можно предложить клиенту сказать психологу на сессии что-то не так, как он это делал ранее. Это будет новым ракурсом в рассмотрении процесса коммуникации клиента с другими людьми.
Насколько клиент способен именно сейчас быть в контакте с собой и с психологом? Этот вопрос один из самых центральных. Чтобы произошел контакт клиента с самим собой, необходимо двигаться от ощущений в теле, потом к возникающим эмоциям и только затем — к анализу происходящего или интерпретациям. Часто бывает, что клиенты пытаются проделать всю работу за счет финального пункта. В этом случае они не получат полного доступа к своему телу, а значит, к потребностям. В психологии процесс, при котором клиент избегает соприкосновения с тем, что происходит здесь и сейчас, и уходит в зону рассуждений и объяснений, называется дефлексией.
Экологичность для клиента – главное условие эксперимента в психологической сессии. Речь идет о том, что, важно учитывать возможности клиента на данный момент. Важно состояние, которое позволяет провести эксперимент. Тогда он будет результативным.
Клинический и динамический подходы в диагностике
В клиническом подходе эксперимент служит цели постановки диагноза. После этого производится лечение. Это зона клиники.
А в динамическом подходе мы сталкиваемся с обратной ситуацией — диагноз ради эксперимента. Последний, в свою очередь, даст возможность ответить на вопрос клиенту: «Ну хорошо, я понял многое про себя, а что со всем этим делать?»
Задача психолога в сессии — осознавать, как он понимает клиента, себя, что происходит с ним самим и с человеком. Клиент в итоге такого взаимодействия осознает то, что с ним происходит. С этим можно далее что-то делать. Человек, который наблюдает за таким поведением, учится действовать иначе, примеряет это к своим возможностям. А в рамках психологической сессии это можно сделать безопасно, практически, в лабораторных условиях.
Эксперимент в гештальт психологии – поиск новой формы
Evernos –интеллектуальное, эмоциональное осознавание того, что происходит со мной. Это тот вопрос, который чаще всего задают психологу на сессии. Задача психолога – поддержать осознавание касаемо тех пробелов, которые есть у клиента.
Если клиент не хочет участвовать в эксперименте во время сессии, то это может быть сопротивлением. Это является фигурой для работы в психологической сессии. Сопротивление, как правило, возникает, если в работе происходит приближение к травмирующему переживанию. Психика при этом стремится избежать повторения неприятного опыта. Запускаются психологические защитные механизмы личности. Это и является объектом для работы с психологом.
Чем больше психолог переполнен идеями, тем меньше он психолог. Такая же формула действует и в отношении переполнения психолога собственными чувствами. Если психолог будет, как чистый лист, то на него «лягут» максимально без искажений все характеристики клиента. Да, разумеется, психолог в своей работе опирается на профессиональный инструментарий, однако, в первую очередь, он работает собой.